Дин-Дон Ленд: как пермский инженер создал международный музыкальный бизнес RAV Vast
Когда инженер из Перми Андрей Ремянников однажды увидел на YouTube игру на ханге, то был настолько заворожен этим инструментом, что захотел купить себе такой. Увы, его постигло разочарование: в 2013 году ханг стоил около 100 000 рублей, но для Ремянникова это была неподъемная сумма. Отказываться от мечты он не желал. Более того, решил использовать свои инженерные знания и навыки для создания металлического барабана, который по звучанию будет не хуже, а возможно, и превзойдет ханг.
«Это работа напоминала попытки продраться через заросший лес на ощупь ночью», — вспоминает основатель «РАВ Лабз». Он видоизменил инструмент и спроектировал язычковый барабан, более доступный для освоения новичками в музыке и изготовление которого возможно разбить на понятные и просчитываемые с точки зрения инженерии этапы. Мастерил его Андрей у себя в гараже при помощи самых простых инструментов. Так появился первый прототип под названием RAV Drum. Он выглядел и звучал не так, как задумывалось, но Ремянников продолжал эксперименты. Спустя полтора года и 10 прототипов появился барабан, который не стыдно было показать общественности.
Результаты своей работы Андрей стал выкладывать на международный форум handpand.org — мол, делаю собственный музыкальный инструмент, по звуку похожий на ханг, только лучше, с четырьмя настроенными нотами на одном язычке. Поначалу люди отнеслись к идее скептически, смеялись, утверждали, что это невозможно, но после того, как инженер выложил видео с игрой на инструменте — заинтересовались. Тогда появились первые заказчики. Ремянникову удалось продать полсотни инструментов. Параллельно он продолжал работать над улучшением своего барабана.
RAV Vast по задумке должен был быть больше и давать более глубокий звук. Тут прототипов понадобилось поменьше — четвертый по счету уже имел достойное звучание и пошел в производство и на продажу. «Все развивалось постепенно, как подъем на гору. Сперва ты на нулевой отметке, потом поднимаешься на 100 метров, потом на 200 и так далее, — сравнивает Андрей. — Сначала я работал один, потом с братом, затем взяли одного наемного сотрудника, другого. Переехали из гаража в помещение попросторнее. Когда нас стало 10 человек, мы переехали в помещение еще больше. Инвестиции представляли собой два кредита в банке по 70 000 рублей. Из-за того, что продукт получился классный, люди записывались в очередь и присылали предоплаты, все дышало в основном за счет этих денег и готовности ждать. Продукт получился хороший и вовремя».
Заказы поступали в основном из-за рубежа, но постепенно спрос формировался и в России. Компания развивалась, количество сотрудников росло, и Ремянников понял, что ему не хватает знаний и опыта для управления. Он пошел учиться менеджменту и начал делегировать управленческие задачи. А когда команда доросла до 65 человек, у «РАВ Лабз» появился гендиректор и совладелец — Владислав Михеев, в прошлом сам предприниматель. Он отладил и систематизировал процессы, увеличил объем производства и в первый же год своей работы вывел оборот компании за 100 млн рублей.
«Оглядываясь назад, что бы я сделал по-другому? Сразу бы нанял генерального директора и стал бы собирать команду, потому что когда все делаешь сам, то быстрее приходит выгорание, — рассуждает Ремянников. — Я по своей натуре больше изобретатель и предприниматель, мне интересно определять какую-то проблему или потребность и находить идеальное решение для нее. У меня спортивный интерес сделать выдающийся продукт, тогда ему даже реклама не нужна. А управленческие задачи — для меня это больше тяжело, чем приятно».
Сейчас он со смехом вспоминает свои визиты в банк, куда иногда опаздывал на несколько дней с внесением ежемесячных платежей. Не специально — просто забывал. И когда пришел в очередной раз вносить платеж, то краем глаза заметил на экране у кассира комментарий к его профилю — «безнадежный». В команде «безнадежного» сейчас работают почти 100 сотрудников. У компании есть два склада — в Перми и Эстонии, и готовится к открытию еще один — в США. В 2020 на экспорт было продано барабанов на 350 млн. рублей (это около 90% от общего объема выручки). Инструменты RAV Vast продаются более чем в 100 странах мира, в лидерах по заказам — Соединенные Штаты, Канада, Германия, Франция, Нидерланды.
Джерри Уолш из США, музыкант и представитель компании Didge Project, одного из первых дистрибьюторов RAV Vast, познакомился с инструментом в 2016 году на фестивале Hangout. «У этого инструмента больше длительность извлеченных нот, гармонии звука и обертонов, чем у хендпанов, и на нем можно играть более ритмично, — отмечает он. — Мы сразу же предложили сотрудничество и начали продавать RAV в Didge Project».
Для зарубежных рынков язычковый барабан не требует сертификации, что позволяет уверенно продвигать его. Иногда возникают сложности из-за таможенных пошлин. В Индии, например, минимальная ставка пошлины 37,8% от стоимости товара (или более, в зависимости от штата), и такое увеличение цены может быть критичным. В «РАВ Лабз» работают над решением: связались с торговым представительством России в Индии, получили рекомендации, что и как можно сделать. Это достаточно длительный процесс, тем не менее интерес к инструменту есть, его покупают.
Продажи на экспорт растут несмотря на пандемию со всеми ее ограничениями. За 2019 год «РАВ Лабз» отправила за границу 5800 барабанов, за 2020 год — 7200. Такой рост в компании объясняют повышенным интересом покупателей к обустройству досуга на самоизоляции и во время локдаунов. Язычковый барабан отлично подходит для игры в домашних условиях и его проще освоить, чем гитару или фортепиано.
Для компании не имеет особого значения, откуда поступают заказы, ведь музыка — это интернациональная история. Представитель компании «Лютнер» Сергей Антонов отмечает, что в нашей стране существенно вырос интерес к хендпанам, глюкофонам и идиофонам в целом («Лютнер» — один из крупнейших дистрибьюторов музыкальных инструментов в России). Если еще буквально 5 лет назад даже музыканты не знали о RAV Vast либо просто слышали о его существовании, то сейчас чуть ли не каждый человек в музыкальной индустрии знаком как минимум со звучанием этого инструмента. Язычковые барабаны появились в магазинах, где можно попробовать поиграть на них. Спрос растет, в том числе благодаря онлайн-ретейлу.
«РАВ Лабз» активно участвует в профильных выставках и фестивалях, состоит в российской ассоциации участников музыкальной индустрии и развития музыкальных инструментов и оборудования «МИР-МИО» и уже получила признание Российского экспортного союза как один из лучших экспортеров года в номинации «Прорыв года». В 2021 году компания дважды представляла себя в США — в том числе на одной из главных выставок музыкальных инструментов NAMM Show в городе Анахайм. На следующий год намечены участие в NAMM Show и германской выставке MusikMesse Frankfurt. Компания запланировала привлечение новых партнеров и музыкантов. Бизнес-цель на ближайшие 5 лет — расти в объемах производства в среднем на 15% в год. Планы амбициозные, но у команды есть вера в свой продукт, а у музыкального сообщества — большой интерес к инструменту. RAV Vast есть в коллекции у многих известных музыкантов: Басты, Ивана Дорна, группы ДДТ (ее барабанщик Артем Мамай даже является амбассадором «РАВ Лабз»). Дмитрий Маликов использует инструмент в своих концертах и записях.
«То, что сделал Андрей Ремянников, уникально, — отмечает Владислав Михеев. — Все похожие инструменты — это либо копии, либо подделки. И у нас даже есть прецеденты судебных разбирательств с производителями подделок, незаконно использующими нашу запатентованную технологию изготовления барабанов. На рынке перкуссии RAV Vast такой один — он не приравнивается ни к глюкофонам, ни к хендпанам. Получилась действительно уникальная космическая штука, звучание которой завораживает. Кто бы на ней ни играл — звук получается глубокий, гармоничный, магический».
Продуктовая линейка расширяется и уже насчитывает порядка 24 стальных язычковых барабанов RAV Vast, а также 8 стальных барабанов RAV Pan (аналоги того самого ханга). Проводятся мастер-классы и концерты, объединяя поклонников звука этих инструментов как в офлайне, так и онлайн. Ведь несмотря на все границы, локдауны и препятствия, музыка — это универсальный язык, понятный и нужный всем.
*На правах рекламы