Безоблачное владение: как надолго сохранить ликвидность бизнес-джета
Бизнес-авиация меньше других сегментов пассажирских авиаперевозок пострадала от пандемии коронавируса. Если мировой рынок гражданской авиации в 2020 году, по данным IATA, потерял в доходах 70%, то сегмент услуг бизнес-авиации в 2020 году просел, по оценке Fortune Business Insights, всего на 12% — до $24,2 млрд и уже к 2028 году вырастет в полтора раза — до $36,9 млрд. На деловую авиацию не распространялись многие ограничения на перелеты, которые действовали или действуют для линейных пассажирских авиакомпаний. Плюс перелет бизнес-джетом в узком кругу семьи или деловых партнеров воспринимается состоятельными путешественниками как более безопасный еще и с эпидемиологический точки зрения, нежели полет бизнес-классом.
Отечественный рынок бизнес-авиации относительно молод, но развивается быстрыми темпами. Сейчас в интересах российских собственников эксплуатируется по всему миру около 450–500 бизнес-джетов. Примерно 85% этих лайнеров зарегистрированы в реестрах иностранных государств или находятся в эксплуатации у иностранных операторов. По словам Владимира Лапинского, генерального директора авиакомпании «Меридиан», если раньше собственный самолет считался прежде всего символом благополучия, то последние лет 15 бизнес-джет воспринимается как самое быстрое, комфортное и безопасное транспортное средство.
Наземные риски
Воздушное судно как актив и как транспортное средство для собственника связано с целым комплексом рисков юридического, финансового и технического характера. «Негативные сценарии проявления этих рисков могут привести к стремительной утрате ликвидности самолета. Покупку, владение и в перспективе продажу бизнес-джета надо тщательно планировать с учетом потребностей собственника и всех особенностей эксплуатации», — объясняет Владимир Лапинский.
Для того чтобы помочь собственникам бизнес-джетов нивелировать риски, авиакомпания «Меридиан», работающая на рынке бизнес-авиации с 1992 года, не так давно запустила новое направление: комплексную услугу по управлению бизнес-джетами — авиационный Family Office (FO). Цель авиационного FO — централизованное решение различных задач, связанных с управлением таким специфическим активом, как бизнес-джет. Ведь он одновременно является товаром, владение которым в значительной степени регулируется таможенным законодательством, и транспортным средством, применение которого регулируется воздушным законодательством. К тому же бизнес-джет — это актив редкий, дорогой, заметный, статусный, как правило, непрофильный для собственника, но требующий особенного профессионального отношения.
«На протяжении многих лет авиакомпания «Меридиан», являясь оператором, решала задачи клиентов, касающиеся сначала организации перелетов, а затем эксплуатации частных самолетов. Постепенно мы стали решать и вопросы, связанные с воздушным судном как товаром, имуществом. Наш авиационный FO вырос на базе успешного, почти 30-летного всестороннего опыта управления бизнес-джетами», — рассказывает маркетолог авиакомпании Анна Рыбина.
Именно опыт авиакомпании помогает собственникам частных самолетов правильно управлять своим флотом как активом. Главный риск — потеря ликвидности бизнес-джета — может возникать на всех этапах его жизненного цикла, от приобретения до продажи. Например, клиент чаще делает короткие перелеты на дальнемагистральном джете: условия эксплуатации далеки от идеальных. Через несколько лет у лайнера на фоне сравнительного небольшого налета будет чрезмерно большое количество взлетов-посадок и циклов, что нехарактерно для этого класса джетов. Он больше потеряет в цене, а его продажа займет много времени.
Еще один пример: выбирать страну регистрации частного воздушного судна необходимо с учетом резидентств владельца, предполагаемого оператора, региона полетов и долгосрочных планов по продаже воздушного судна. Налоговое, таможенное и воздушное законодательства в разных странах сильно отличаются.
Российские власти в последние годы активно повышают привлекательность отечественного реестра гражданских воздушных судов (ГВС): идет согласование дополнений в Налоговый кодекс, которое предполагает исключить из числа объектов налогообложения воздушные суда, зарегистрированные в России; до 2023 года действует нулевая ставка НДС при ввозе ГВС при условии регистрации данного судна в реестре РФ или в стране, с которой у Российской Федерации действует соглашение, заключенное в соответствии со статьей 83 bis Конвенции о международной гражданской авиации. Но в то же время существуют аспекты, сдерживающие собственников от регистрации самолетов в этом реестре. Один из них — российские правила поддержания летной годности на сегодняшний день не гармонизированы с правилами иностранных юрисдикций.
Критичны и риски, связанные с невыполнением требований таможенного законодательства. Неполное соблюдение таможенного регулирования (по незнанию или из стремления к краткосрочной экономии) может привести к значительным негативным последствиям и большим расходам. Так, в 2019 году в российских аэропортах были приостановлены полеты десятков бизнес-джетов, поскольку выявили факты нарушения таможенного режима ввоза самолетов.
Под крылом
На рынке бизнес-авиации много игроков. Это авиакомпании — эксплуатанты бизнес-джетов, управляющие компании,брокеры по продаже чартерных перевозок бизнес-джетом, организации технического обслуживания и поддержания летной годности и т. д. Собственники бизнес-джетов, как правило, вынуждены пользоваться услугами нескольких поставщиков, что требует отдельных ресурсов для координации и контроля их действий.
«Меридиан» — авиакомпания бизнес-авиации экспертного уровня качества. Ее компетенции признаны российским и международным бизнес-сообществом, и она обладает всеми ресурсами, чтобы предоставлять своими силами весь связанный с бизнес-джетами спектр услуг в рамках авиационного FO.
«Главная цель Family Office — сохранить ликвидность авиационного актива на предельно возможное время и оптимизировать расходы на его эксплуатацию», — объясняет Дмитрий Рогачев, заместитель генерального директора по коммерции авиакомпании «Меридиан». Работа Familly Office авиакомпании «Меридиан» нацелена не на экономию здесь и сейчас, а на удовлетворенность клиента в долгосрочной перспективе. Например, программа технического обслуживания (ТО) воздушного судна не всегда предусматривает test flight — контрольный облет для оценки технического состояния воздушного судна в полете после проведения ТО. Однако инженеры службы поддержания летной годности авиакомпании «Меридиан» при определенных условиях, в зависимости от вида ТО и его сложности, глубоко анализируя разумность и целесообразность, рекомендуют собственнику бизнес-джета провести дополнительный assessment flight. Такой полет является важным этапом контроля качества выполнения сложных технических работ, позволяет выявить и устранить дефекты, которые зачастую не проявляются на земле. Assessment flight несет дополнительные расходы, но они станут куда более значительны, если дефект выявится в первые дни полетов после завершения ТО: придется снова обращаться в сертифицированный центр по техническому обслуживанию (возможно, организовывать приезд инженеров к месту нахождения самолета), а собственнику — арендовать другой бизнес-джет на период устранения дефекта и т. д.
Во время ТО самолетов авиакомпания «Меридиан» направляет инженера собственной службы по поддержанию летной годности для непрерывного наблюдения за ходом его выполнения. Это дает возможность оптимизировать сроки выполнения ТО, снизить расходы на поставку компонентов, ускорить совместное с центром по ТО и производителем принятие решений по устранению дефектов на самолете, аннулировать приписки работ (злонамеренных или ошибочных), которые ведут к удорожанию стоимости ТО. «Результат такой кропотливой работы — оценки технического состояния воздушных судов, эксплуатацией и поддержанием летной годности которых занимается авиакомпания «Меридиан». Инженеры в иностранных центрах по ТО признаются, что никогда видели самолеты такого возраста в таком отличном состоянии. Мы всегда предъявляем жесткие требования к поставщикам услуг: они должны соответствовать нашему высокому уровню качества. Нас называют самым требовательным клиентом. Но при этом признают, что все наши требования профессиональны и обоснованы, и поэтому работать с нами комфортно», — рассказывает Владимир Лапинский.
Потребности многих российских собственников бизнес-джетов растут вместе с их бизнесом, с расширением географии их перелетов: одни клиенты меняют лайнеры на более вместительные и с большей дальностью полета, другие предпочитают сохранить полюбившийся джет и дополнительно к нему приобрести новый. В то же время появляется понимание того, что самолет — это действительно очень сложный, можно сказать, стрессовый актив, для грамотного управления которым нужны профессионалы различных профилей с высочайшим уровнем компетенций.
В том, что услуга управления авиационными активами будет востребована, сомневаться не приходится. В 2020–2028 годах на глобальный рынок поставят, по оценке JetNet IQ, 7400 бизнес-джетов суммарной стоимостью $236 млрд. Причем 80% потенциальных покупателей не поменяли свои планы из-за пандемии. Состоятельные россияне, судя по новостям, в их числе.
*Больше информации на сайте
**На правах рекламы