Навигатор по здоровью: как сервис Budu меняет рынок телемедицинских услуг
«Большим драйвером развития телемедицины во всем мире стала пандемия и связанный с ней локдаун, — говорит директор по продукту Budu Александр Толокольников. — Например, в США спрос на онлайн-консультации вырос в десятки раз, так как в некоторых штатах очного приема профильного врача приходилось ждать несколько месяцев, а иногда и полгода. У нас в России настолько напряженной ситуации не было, но потребность в дистанционных медицинских услугах также выросла. Главное изменение — многим пользователям теперь стала понятнее суть онлайн-консультаций». Заключается она не в том, чтобы конкурировать с классическим медицинским облуживанием — ставить диагнозы и проводить лечебные процедуры. Задача телемедицины — помочь разобраться с текущим состоянием здоровья, определить дальнейшие действия и сопровождать клиента на пути к выздоровлению, то есть быть навигатором по здоровью.
Инвестиционный фонд VEB Ventures смотрит на будущее российского рынка телемедицины оптимистично и прогнозирует, что к 2025 году его объем вырастет в 16 раз по сравнению с 2021 годом и приблизится к отметке 100 млрд рублей. Budu намерена занять не менее 20% рынка. И это не надежда на удачу, а четкий бизнес-план, ориентированный на запросы и перспективы рынка.
Новый паттерн
Проект дистанционной медицины, о котором идет речь, был запущен в рамках группы «Ренессанс Страхование» в 2020 году. Изначально предполагалось, что сервисом будут пользоваться клиенты группы, купившие полис ДМС. «Идея вывести сервис за рамки появилась в начале пандемии, когда стала очевидной неспособность добровольного медстрахования ответить на все вызовы рынка, — вспоминает Александр Толокольников. — Мы увидели, что, помимо проблем COVID-19, не покрываемых страхованием, есть незакрытый спрос на сервисы мониторинга и управления здоровьем. Как личного, так и здоровья сотрудников. Разработка решений этих проблем обеспечит прочные позиции на перспективном формирующемся рынке».
В результате решили построить многофункциональную IT-платформу, доступ к которой получат три категории пользователей: пациенты, врачи и партнеры — частные и государственные клиники и лаборатории. Управленческую команду Budu сформировали из менеджеров, создавших первую в России insurtech-компанию по управлению здоровьем «Ренессанс здоровье», предоставляющую все услуги в цифровом формате.
Первые телемедицинские сервисы появились в России почти 10 лет назад. Но основные инвестиции в этот рынок пошли в 2017–2020 годах. Большинство игроков сфокусировались на одном направлении: выступают в роли агрегаторов, где можно найти подходящего врача и записаться к нему на прием, предоставляют онлайн-консультации или развивают смешанную модель — кроме онлайн-приемов, дают возможность вызвать врача на дом. Budu действует в тренде, но своим конкурентным преимуществом считает комбинацию из самых востребованных услуг. Пользователи сервиса могут, к примеру, получить через мобильное приложение разовую онлайн-консультацию, оформить подписку, предполагающую ведение личным врачом, вызвать доктора на дом. Чтобы все рекомендации были точными и взвешенными, в мобильном приложении автоматически создается карта пациента, знакомящая его с заключениями врачей разных специальностей.
«Онлайн-консультации с врачами — пока что новый потребительский паттерн в России, — рассуждает Александр Толокольников. — Но мы видим, как сильно меняется отношение клиентов буквально с первого опыта взаимодействия». В Budu найдутся решения практически по любым запросам: от ответов на вопросы «Можно ли садиться за руль после определенного препарата», «Что должно быть в семейной аптечке», «Почему ребенок просыпается семь раз за ночь» до онлайн-медитаций. Для тех, кто планирует заняться собственным здоровьем, но не знает, с чего начать, есть онлайн-скрининг с оценкой рисков и рекомендаций по здоровым привычкам (основам правильного питания, здорового сна, физической активности), а также большой набор контента по здоровью. Помимо онлайн-консультаций с врачами, работает чат «Просто спросить». «Кардиожурнал», входящий в экосистему Budu, в российских магазинах мобильных приложений уже стал одним из самых популярных дневников контроля артериального давления. В сервисе также развивается направление по сопровождению хронических заболеваний.
Существенной помощью в формировании новых привычек стала волна цифровизации, спровоцированная ограничительными мерами. Оказалось, что онлайн-консультации очень удобны: исключают возможность заражения, экономят время на дорогу, открывают доступ к самым востребованным специалистам.
Запросы работодателей
Несмотря на активную работу с частными пользователями, основную бизнес-ставку в Budu делают на продажи в корпоративном сегменте. Потенциальных клиентов делят на несколько категорий.
К первой относятся страховые компании, включающие онлайн-консультации в свои продукты — полисы добровольного медицинского страхования или полисы для выезжающих за рубеж. Такой формат обходится намного дешевле очного приема и позволяет разобраться со случаями, когда в осмотре врачом нет необходимости. Далее — малый и средний бизнес, бюджеты которых не позволяют приобрести программу ДМС. Правда, этот сектор небольшой и к тому же серьезно пострадал во время пандемии. Поэтому сейчас Budu развивает решения для крупного бизнеса. Прежде всего это сервисы, дополняющие имеющиеся продукты ДМС. Например, гибридный чекап, оценивающий общее состояние здоровья и определяющий персональные зоны риска. Пациент сдает анализы и проходит исследования в клинике, а интерпретацию результатов и подробные пояснения, что делать дальше, получает в онлайн-формате. Врач не только составляет персональную карту здоровья, но и мотивирует в течение определенного времени на выполнение рекомендаций. Вторая категория решений предназначена для линейных сотрудников без ДМС и позволяет оказать базовую поддержку по вопросам здоровья (онлайн-консультации и дистанционный осмотр врачом, при необходимости осмотр в офисе или на дому).
Для корпоративных клиентов (точнее, их сотрудников) предназначены серии вебинаров о здоровье, витаминах, вакцинации. Еще один востребованный продукт — круглосуточные психологические консультации. Колоссальный стресс, который испытали сотрудники во время пандемии, не мог не сказаться на моральном настрое и производительности труда. Спрос на психологов в приложении Budu вырос в разы, догнав в какой-то момент бессменных лидеров — терапевтов и педиатров. Как показывает западный опыт, это одно из самых перспективных направлений. Однократной консультацией заканчивается всего 30% обращений, в 70% случаев за ней следует несколько сессий. Поэтому психологическая поддержка скоро превратится в отдельный специализированный продукт с дополнительными сервисами.
Есть в линейке Budu и оригинальные разработки. В ближайшее время стартуют продажи программы управления здоровьем команды, созданной совместно с экспертами ВНИИ труда. Исходя из профиля компании и особенностей внутренних процессов, формируется список возможных рисков с рекомендациями по профилактике профессиональных заболеваний, сохранению психологического здоровья коллектива.
Помимо очевидных запросов, у крупных компаний могут быть и специфические. В Budu готовы оперативно спроектировать индивидуальные решения. Медтех-компания владеет двумя клиниками в Москве и Санкт-Петербурге. В самом начале пандемии собственная команда врачей доказала, что умеет работать слаженно и эффективно. Всего за 10 дней доктора разных специальностей создали программу проактивного ведения больных коронавирусом, находящихся на самоизоляции. Врачи, в частности, следили за течением заболевания, оценивали уровень риска и давали рекомендации, продолжать симптоматическое лечение или пора вызвать скорую.
Человечная цифровизация
Серьезным барьером для развития телемедицины в России принято считать законодательные ограничения. Прежде всего невозможность заочно поставить диагноз и выписать лекарства — это возможно только на личном приеме. Если законодательную базу доработают и появится возможность выписывать хотя бы безрецептурные препараты, по мнению Александра Толокольникова, это повысит ценность онлайн-консультаций. Но куда более мощным стимулом станет включение онлайн-консультаций в систему ОМС, аккумулирующую 85% всех расходуемых на здравоохранение средств. Такие примеры уже есть.
Первые телемедицинские консультации по полису ОМС летом прошлого года начали оказывать в Калужской, Нижегородской, Ульяновской областях, Татарстане. Для их получения требовалась учетная запись на портале госуслуг, запись на онлайн-прием к врачам общей практики, терапевтам и узким специалистам осуществлялась с помощью региональных порталов. Не исключено, что этот опыт учтут при реализации нацпроекта «Здравоохранение». К росту нужно готовиться заранее. Сейчас в Budu сосредоточили усилия на поиске самых перспективных сегментов рынка и создании продуктов-бестселлеров. Огромное внимание уделяется автоматизации процессов, от которых зависит скорость и точность работы. Поэтому на платформе Budu активно совершенствуется кабинет для врачей и система, прогнозирующая их загрузку и предлагающая варианты расписания.
«У телемедицины есть одна важная особенность — она объединяет врачей в разных часовых поясах, поэтому пациент из любого города сможет подобрать подходящее время, — объясняет Александр Толокольников. — И мы в Budu идем к тому, чтобы наши онлайн-консультации были доступны 24 часа в сутки из любого региона страны или мира».
* На правах рекламы