Сад удовольствий: СберПервый — о том, что стоит за культурой эстетики потребления
Миновав все известные маркетологам этапы потребления — от базового до демонстративного, когда особую роль играют логотип на сумке, категория отеля или марка автомобиля, — покупатель рано или поздно достигает уровня пресыщения и упирается в потолок. Покупки превращаются в рутину, а осуществление очередных «маленьких желаний» больше не приносит удовлетворения: «Все есть, а радости нет». Что может стать шагом к избавлению от «покупательской ангедонии»?
«Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие — высшее благо». Это изречение древнегреческий философ Эпикур разместил над афинским садом, где поселился с учениками, основав свою школу. Им же встречает посетителей «Цифровой сад» — проект об эстетике материального потребления, запущенный СберПервым и Visa. Эта новая и пока малоизученная у нас тема требует определенных пояснений. Их дают специально приглашенные эксперты, которые справляются с задачей самым убедительным способом — на примере личного опыта и собственных переживаний. Еще один действенный аргумент, позволяющий быстро перейти от теории к практике, — составленные героями «Цифрового сада» подборки специальных предложений для клиентов СберПервого и держателей карт Visa Infinite.
Создатели проекта уверены: чтобы получать удовольствие от жизни, необходимо разнообразить свой опыт потребления. Причем важно это абсолютно для каждого человека. Так про основную цель проекта говорит руководитель СберПервого Мария Поденко:
Как подчеркивают герои «Цифрового сада» от СберПервого и Visa, понятие «эстетика» включает не только внешний вид объектов купли-продажи. «Какие чувства вызывает у меня эта вещь? Какие новые ощущения я испытываю благодаря ей?» Осознанное потребление начинается именно с таких простых, адресованных самому себе вопросов. Количество отходит на второй план, уступая место качеству, а технологичность и статус — уникальности и собственному переживаемому опыту, который, по сути, и есть главный источник удовольствий, доступный всегда и везде. И как здесь снова не вспомнить Эпикура: «Глупо просить у богов то, что человек способен доставить себе сам».
Если для нас «эстетика потребления» — явление, только начинающее пускать корни, то в некоторых странах оно формировалось на протяжении десятилетий, а то и веков — в силу культурных или религиозных особенностей. «Тот, чье сердце всецело отдано погоне за мирским благополучием, всегда спешит, потому что ему не хватает времени, чтобы все ухватить, присвоить и насладиться этим», — утверждал еще в 1830-х годах писатель и министр иностранных дел Франции Алексис де Токвиль.
Во Франции способность получать разного рода удовольствия от жизни — почти общенациональный навык, оформившийся в устойчивую поведенческую модель art de vivre, «искусство жизни». Она распространяется на все области бытия: интерьер — и поэтому французы назначают встречи только в проверенных местах, о которых заведомо знают, что там все будет «как подобает», comme il faut; повседневные покупки — их совершают в строго определенных магазинах и у определенных продавцов; и, конечно, общепринятый этикет в повседневных коммуникациях.
Термин «этикет» сформировался при дворе французского короля Людовика XIV, когда по его приказу гостям стали раздавать специальные карточки, этикетки (от фр. etiquette), — с предписаниями, как подобает себя вести. В разных странах, культурах и социальных группах нормы поведения могут сильно расходиться, и умение различать их особенности и полутона — отдельное искусство.
Теме комфортного сосуществования в обществе и безупречным правилам приема гостей посвящен новый выпуск «Цифрового сада» — «Сад гостеприимства». Опытом, историями и наблюдениями делится эксперт в этой области Татьяна Полякова.
Почему уютный дом — это не траты, а инвестиция, и что могут рассказать о хозяевах столовый фарфор, семейная библиотека или вид из окна? Почему грамотно составленный guest-list и умение рассадить гостей за столом — основа любого душевного мероприятия и в чем заключается негласное правило «пятидесяти процентов»?
Отвечая на эти и другие универсальные вопросы, попутно Татьяна Полякова раскрывает интереснейшие детали и тонкости гостеприимства, которые обычно остаются между строк. Так, из выпуска можно узнать, что самый уместный способ преподнести хозяевам цветочный букет — прислать его до начала мероприятия, и тогда им можно будет декорировать дом к приходу гостей, или же на следующий день после окончания вечера, приложив к цветам написанную от руки благодарственную открытку. Другие эффектно «работающие» подарки, которые советует героиня «Цифрового сада» от СберПервого и Visa, — бутылка шампанского: она всегда может стать поводом продлить прекрасный вечер; фарфоровая пара, дополненная альбомом о фарфоре, — неплохое начало для большой коллекции; или, например, «высокое вино» — уместным к нему приложением будет декантер.
Отдельная увлекательная история в «Саду гостеприимства» — правила «сервировки» идеальных светских тем. О чем принято говорить? О путешествиях, коллекциях, премьерах, аукционах, фестивалях, театральных гастролях, винах, семейных рецептах. В совершенстве владея искусством светского общения, героиня «Цифрового сада» утверждает, что темы буквально витают в воздухе. Например, изысканным предметом разговора могут стать «кракле» (от фр. craquele ) — маленькие трещинки на фарфоре, сорта чая и чайные церемонии. Какие темы лучше обходить стороной? Бизнес, политику, религию, диеты и ЗОЖ — последние могут вызывать ассоциации с болезнями. Другое важное правило — никогда не называть цены или то, что так или иначе может на них указывать, чтобы никто из присутствующих не ощутил намек на социальное неравенство.
Еще одна иллюстрация эстетики культурного потребления «в действии» — японская концепция минимализма и японский этикет, который в деталях демонстрирует традиционная чайная церемония. Умение обустроить особым образом оформленное место в доме или в саду, удобно расположить гостей, приготовить и подать в изящной посуде чай — все это требует отдельного мастерства, передающегося от поколения к поколению.
В силу традиции японцы как никто умеют получать удовольствие в немногих избранных вещах и находить в них столько же пользы, сколько эстетического наслаждения. Философия красоты ваби-саби веками оттачивала в жителе Японии способность видеть прекрасное в самых незначительных деталях — будь то затейливый узор на поверхности старого стола, тонкая трещина на тарелке или несимметричный узор на ткани. А школа дзен-буддизма — внимательно наблюдать за своими чувствами и ощущениями «здесь и сейчас».
О японской философии икигаи, помогающей находить осознанность и удовлетворение во всех повседневных делах, а также о беге и занятиях спортом как о способе кардинально повысить качество жизни рассказал основатель школы бега I Love Running Максим Журило в выпуске «Сад безграничных возможностей».
«Я, как губка, впитывал впечатления и искренне радовался каждому повороту судьбы, зная, что он несет в себе новые возможности», — вспоминал писатель и марафонец Харуки Мураками в книге «О чем я говорю, когда говорю о беге». И в этих словах тоже есть частичка философии дзен и культуры эстетичного потребления, которые должны присутствовать в жизни каждого человека. Познать их и познакомить с различными направлениями культуры потребления поможет «Цифровой сад» от СберПервого и Visa.
* ПАО Сбербанк | 16+
* На правах рекламы