Консолидация неизбежна
— Вопрос о том, как расти, в каком направлении развиваться, в полный рост встал перед участниками рынка платного ТВ, спутниковыми и кабельными операторами. Что нам в этой связи подсказывают мировые тренды?
— Если обратиться к общемировым тенденциям, основной вектор развития телевизионной отрасли последних лет — это сделки M&A. Для начала приведу несколько интересных фактов. Еще в 2019 году произошло слияние американских медиагигантов — холдинга CBS и компании Viacom, владеющей кинокомпанией Paramount Pictures, музыкальным телеканалом MTV и другими активами. Эта сделка стала попыткой одновременно конкурировать и с новыми стриминговыми сервисами типа Netflix, и со старыми компаниями типа Disney. Конкуренцией объясняется и недавнее слияние WarnerMedia и Discovery в объединенную компанию Warner Bros. Discovery. В мае этого года Amazon решил купить голливудскую студию Metro-Goldwyn-Mayer (MGM). Поскольку на развитых рынках Европы, США, части Латинской Америки это случилось немного раньше, можем проводить аналогии с нашей сегодняшней ситуацией.
— Что ожидает российский рынок в этой связи?
— Пару лет назад российский рынок подошел к порогу своего насыщения. Вложения в органический рост абонентской базы уже не оправданны: такие инвестиции не вернуть. Стоимость привлечения пользователя все выше, поэтому нам также стоит ориентироваться на рост не «ввысь, а вширь», за счет сделок M&A. Причем как между компаниями с аналогичными бизнесами, так и с представителями смежных отраслей. Такие партнерства дадут импульс развитию: снизят конкуренцию, позволят участникам более эффективно работать с финансовыми затратами, откроют новые ресурсы для монетизации ранее сформированных абонентских баз.
— В ситуации насыщения рынка когда-то оказались и классические телеком-операторы в России. Они также пошли по пути M&A и освоения смежных рынков, например финансовых услуг и производства контента. Получается, консолидация неизбежна?
— Консолидация для нашего рынка — это рациональный и правильный путь. Современный рынок широкополосного доступа (ШПД) как раз и сформировался в результате сделок слияний и поглощений. МТС, «ЭР-Телеком», «Ростелеком» и другие лидеры некоторое время назад были заняты приобретением более мелких компаний. Кроме того, поставщики услуг ШПД не хотели оставаться лишь «трубой» для доставки контента, поэтому инвестировали средства в его создание и в другие сервисы для абонента. В итоге все они стали мультисервисными операторами.
Это самый логичный путь и для рынка спутникового телевидения. Мы, в «Орионе», ориентированы на агрегации, которые позволяют максимально использовать потенциал нашей спутниковой медиаплатформы. Смотрим на смежные бизнесы и отдаем себе отчет в том, что располагаем весомым активом — нашей абонентской базой. Кроме того, сформированной сетью партнеров — установщиков оборудования.
Находясь внутри такой системы, человек тратит деньги на нужные ему сервисы — развлечения, финансовые услуги, шопинг — не выходя за пределы одного приложения. Такие экосистемы уже действуют вокруг «Яндекса», МТС, Сбербанка. Уровень смотрения непосредственно линейного телевидения у нас в стране по-прежнему очень высок, порядка 4,5 часа. Поэтому с точки зрения вовлечения абонента телевидение может играть ключевую роль для любой экосистемы.
Умное ТВ vs Smart ТВ
— Как в действительности может выглядеть наиболее вероятная консолидация «Ориона» с другими компаниями?
— Она должна максимально реализовывать потенциал нашей платформы. «Орион» обладает большим опытом в области реализации спутникового оборудования через свою партнерскую сеть. Нашу «Телекарту» смотрят в каждой двадцатой российской семье. Это почти 8 млн реальных человек у телевизора по нескольку часов в день! В то же время потребности этой аудитории теперь шагнули существенно дальше линейного телесмотрения. Ей нужен персонализированный контент, свобода выбора места и времени просмотра, высокое качество звука и изображения, интерактивные эфиры и многое другое. Объединив технологический потенциал «Ориона» и партнера, специализирующегося на разработке таких сервисов, мы можем максимально расширить возможности как абонентов, так и телевещателей, сократить дистанцию между офлайн и онлайн, предоставить зрителю доступ к новейшим технологиям в области телевидения, способствовать их популяризации и, главное, монетизации.
— У вас уже есть конкретные договоренности с кем-то из компаний?
— Мы в самом начале большого пути. С сентября мы заключили партнерское соглашение с IТ-компанией SberDevices, входящей в группу компаний «Сбербанк», и в качестве первого шага собираемся предпринять ряд совместных действий по распространению технологий умного телесмотрения в нашей стране.
— В чем преимущество умного телесмотрения по сравнению со Smart TV?
— Smart TV — это технология c доступом в интернет, вшитая в телевизор, за счет которой он приобретает набор дополнительных сервисов. Далеко не все телеприемники в стране имеют характеристику Smart, и, к сожалению, далеко не все из них подключены к сети Интернет. SberDevices специализируется на разработке и производстве умных сервисов и цифровых устройств для просмотра видео, прослушивания музыки, игр и других развлечений, предоставляет доступ ко многим сервисам экосистемы. В результате интеграции оборудования «Ориона» с умными устройствами SberDevices, опираясь при распространении на нашу сеть установщиков, мы обеспечим широкому кругу наших абонентов доступ к новейшим технологиям и сервисам «Сбера», привлекая, в свою очередь, новых пользователей в экосистему. Не исключаю, что это станет частью гораздо большей истории, потому что точек соприкосновения с экосистемой «Сбера», равно как и с другими подобными проектами, у нас гораздо больше. Они есть как в направлении В2С, так и в В2В.
Точки роста
— Остановимся чуть подробнее на направлении В2В. Данные вашей финансовой отчетности свидетельствуют о том, что услуги для корпоративных клиентов в последнее время стали драйвером роста «Ориона». За счет чего удается удерживать лидерство в сегменте сервисов для телевещателей?
— По сравнению с нашими конкурентами мы довольно поздно вошли в этот рынок. Тем не менее нам удалось добиться серьезных преимуществ. В первую очередь за счет альтернативного бизнес-подхода. Мы не спрашиваем заказчика, что он хочет получить, мы узнаем, что он хочет видеть в конечном итоге, и предлагаем набор необходимых сервисов. Порой он получает сервисы, о существовании которых просто не подозревал. Мы изучаем и интегрируем новые технологии, появляющиеся на рынке, знаем, как достичь более высокого качества и как сэкономить, получив больший охват аудитории. Внедряем новые сервисы и «фишки».
Во-вторых, телевещатели ценят гибкость и оперативность, быстрота реагирования на запросы является определяющей. Ты должен думать на шаг вперед своего заказчика, а порой и вместо него. И в этом наша команда немало преуспела.
В-третьих, на этом рынке очень важна репутационная составляющая. Процесс перехода крупного мирового вендора от одного технического партнера к другому занимает полтора-два года. К тебе присматриваются, тестируют, убеждаются в надежности.
— Можете привести характерный кейс из своей практики?
— Например, мы запускали на территории России канал Discovery в стандарте высокой четкости 4К (Ultra HD). Условием было использование фактически беспрецедентных для российского рынка технических параметров и качества видеоконтента. Еще одним вызовом стала скорость запуска.
Результат — в рекордные пару недель сервис Discovery был переведен с платформы Amazon на платформу «Ориона», а мы, помимо мощного заказчика, получили интереснейший проект, бесценный опыт и «плюс» в репутационную «карму».
— Как в дальнейшем вам видится развитие В2В-направления?
— Опираясь на опыт и достойную репутацию, в дальнейшем мы можем рассчитывать на географическую экспансию наших сервисов: уже сейчас «Орион» доставляет в Европу и Латинскую Америку телеканалы, в том числе в формате высокой четкости, технически собранные в России. У нас есть все необходимое, чтобы предоставлять аналогичные услуги зарубежным заказчикам.
Мы также делаем ставку на новые дополнительные сервисы для телеканалов. Недавно завершили апробацию системы технического анализа контента на базе искусственного интеллекта: отслеживаем контент на предмет дефектов картинки и звука. Меньше чем за месяц искусственный интеллект отсмотрел более 3000 часов контента. В будущем не исключаем возможности подобного анализа содержания, скажем, ненормативной лексики и курения в кадре. Подготовлена к коммерческой эксплуатации новая система измерения телесмотрения на базе технологии HBB. Продукт, полагаю, будет интересен как телеканалам, так и операторам платного телевидения.
«Сервис ради сервиса — не наш путь»
— Среди сервисов, запущенных «Орионом» в последние годы, есть новаторские не только для вашей компании, но и всего рынка?
— Сервис ради сервиса — не наш путь. Технология и услуга на ее основе должны быть не просто интересны, а коммерчески состоятельны.
Возьмем, к примеру, бередящее многие умы 8К. В 2019 году специально к ежегодной «выставке достижений в области телевещания» CSTB мы первыми в России транслировали сигнал высокого разрешения 8К через спутник. Для этого пришлось специально завозить оборудование из разных частей света и разыскивать контент. Да, мы первыми продемонстрировали техническую готовность работать с таким контентом, но это скорее научное достижение. О монетизации пока речь не идет.
А вот мобильное приложение «Телекарта-онлайн» для абонентов спутникового ТВ, запущенное «Орионом» в 2018 году, стало первым OTT-проектом. В дальнейшем они появились у всех спутниковых операторов. А мы тем временем запустили уже следующий проект — онлайн-кинотеатр премьер «Телекарта». Дотянуться до абонента всеми возможными средствами, наращивая ARPU, сегодня — основная задача.
Двумя годами ранее мы создали единственный в своем роде контактный центр «Орион Коннект», специализирующийся на услугах для телевещателей. Сегодня 80% времени он обслуживает потребности абонентов спутникового ТВ «Телекарта», остальные 20% — телеканалы и телемагазины, проводит опросы и исследования.
— Вы упомянули, что время телесмотрения в современной России составляет 4,5 часа в день. Цифра удивляет. Из чего она складывается?
— Показатель весомый, и в последнее время он снова подрос. Дело не только в пандемии. В столице телевизор смотрят меньше, в регионах по-прежнему много. Появляются данные о том, что лавинный отток аудитории от линейного просмотра телепрограмм в онлайн-кинотеатры и интернет замедляется, а часть аудитории возвращается от условного Netflix к обычному домашнему ТВ. Статистика показывает, что повзрослевшая молодежь возвращается к телеэкранам, часто уже вместе с детьми.
— В таком случае каким вы видите будущее спутникового ТВ?
— С технологической точки зрения глобальных изменений в спутниковом ТВ, думаю, ждать не стоит. Хотя и есть место прогрессу. Появляются 4К, 8К, и спутник — эффективная система доставки контента высокого разрешения, поскольку их массовое распространение для наземных сетей — это слишком большая нагрузка. Достаточно один раз поднять канал на спутник, и он будет доступен зрителям по всей территории страны. Здесь спутниковые сети успешно дополняют и заменяют наземную связь.
С точки зрения рынка, как мы уже говорили, естественного роста не будет. Но среди всех средств распространения сигнала абонентская база спутникового ТВ самая консервативная, самая долго живущая и поэтому самая ценная. От одного спутникового оператора к другому пользователи перебегают редко, стоимость перехода высока. А вот в кабельных сетях и особенно в ОТТ (Over the Top, видео по сети Интернет) миграция абонентов — дело обычное, сколько бы оператор ни вкладывал в поддержание их лояльности.
Органичным видится участие операторов в создании и удержании экосистем, которые сейчас активно формируются крупными игроками для различных потребительских групп. В российских реалиях вклад телевидения в такие проекты очевиден.
Чем известна группа компаний «ОРИОН»
Группа компаний «Орион» — российский оператор телекоммуникационных услуг для телеканалов, ТВ-операторов и абонентов платного ТВ. Работает с 2005 года.
Основные направления деятельности: размещение телеканалов на спутниках, обслуживание и выпуск телеканалов, оказание услуг по доставке телевизионного контента в кабельные сети, предоставление услуг спутникового ТВ индивидуальным абонентам (бренд «Телекарта»). Вещание осуществляется со спутников Intelsat 15 (85° в. д.)., Horizons 2 (85° в. д.), «Экспресс-АМ5» (140° в. д.).
ГК «Орион» входит в топ-5 рынка платного телевидения России, топ-25 российских телекоммуникационных компаний. Более 3 млн абонентов спутникового ТВ. Собственная спутниковая медиаплатформа обслуживает более 120 телеканалов.
* На правах рекламы