К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«После «Триггера» я ушел из театра»: актер Матвеев о том, как его изменил сериал, созданный на кейсах бизнес-коуча

 Максим Матвеев в сериале "Триггер"
Максим Матвеев в сериале "Триггер"
В феврале «Первый канал» начал показывать сериал «Триггер». Прототипом для главного героя — московского психотерапевта Артема Стрелецкого — стал программный директор клуба персонального развития Forbes Ontology Сергей Насибян. Он взял интервью у сыгравшего главную роль актера Максима Матвеева. С помощью Насибяна Forbes Ontology также разобрался, что в сериале правда, а что вымысел.

Коучи и психологи стали модными персонажами в кино и литературе. Это наши новые «докторы хаусы», врачи человеческой души. Чего стоит сатира на коучей в последней книге Пелевина «Искусство легких касаний». Они становятся главными героями в кино — многие запоем смотрят Sex Education на Netflix, — про секс-коучей, мать и сына. Выстрелил и российский проект «Триггер» — с начала февраля идет на «Первом канале». Главного героя — психотерапевта Артема Стрелецкого сыграл известный мхатовский актер Максим Матвеев. Консультантом сериала стал Сергей Насибян, психотерапевт, бизнес-тренер и программный директор клуба персонального развития Forbes Ontology.

Специально для Forbes Насибян записал видео-интервью с Матвеевым.

 

«Триггер» начинается с того, что Стрелецкий выходит из тюрьмы (он сидел по обвинению в доведении до самоубийства клиента). И снова открывает практику. В каждой серии он распутывает сложнейшие узлы в судьбах своих клиентов. Моментально «считывает» людей и решает их вопросы за два-три сеанса. И действует необычным методом — никаких ста лет на кушетке аналитика, он практикует методы провокативной психотерапии.

Что такое провокативная психология?

Отец провокативной психотерапии как школы — американец Фрэнк Фарелли. Он много лет проработал с пациентами с шизофренией. Во время одной из сессий от бессилия врач вдруг спонтанно — и в обход обычного протокола — взял и согласился. «Да, ты прав, сказал он тому, все плохо, ты безнадежен, ни на что не годишься, и я не буду убеждать тебя в обратном». А пациент вдруг начал протестовать — и в лечении случилась положительная динамика. Фарелли описал методологию в 1960-х. Его книга «Провокативная психотерапия» вышла в 1974 году.

 

Суть методики в том, что с разрешения клиента терапевт становится «адвокатом дьявола». Моделирует рискованные ситуации, где клиент эмоционально «раздевается» — снимаются все маски и отшелушиваются защитные фокусы психики. В ход идет все: и ирония, и оскорбления, и провокации на яркие эмоции, — клиента не щадят. После таких встрясок часто наблюдают стабильное улучшение, которого не получилось добиться другими методами.

Опыт Фарелли и его школы позволили расширить представления психотерапии о чрезвычайно тонкой душевной организации человека в кризисе: мы гораздо устойчивей, чем кажется. И в моменты провокации и вывода из зоны комфорта психика в самом деле может начать выдавать более здоровые реакции, чем в ситуации, когда клиента жалеют и гладят по голове, а он продолжает ныть, что жизнь его катится по наклонной.

Что такое триггер?

Точный перевод -  «спусковой крючок». В психологии есть узкий термин — будничное событие, вызывающее у человека с пост-травматическим стрессовым расстройством внезапное переживание заново своей травмы. Часто триггер является частью травматического события — звук будильника, плач ребенка, какое-то изображение. Под присмотром терапевта, в безопасных условиях, могут вызывать повторные переживания травмы, и наступает четкий оздоровительный эффект — человек освобождается от боли этого воспоминания. Но можно смотреть на механизм спускового крючка и шире. Триггерные точки есть и в теле: может болеть в пятке, а причина, грубо говоря, в почках. Боль — это сигнальная система: она нас останавливает, чтобы мы наконец обратили внимание на суть проблемы, — то, что мешает дышать и ощущать жизнь на кончиках пальцев. Это то естественное состояние покоя и счастья, к которому априори стремится каждый человек. И счастье специалиста состоит в том, чтобы понять, о чем эта боль на самом деле?

 

Тут спойлер! Что правда, а что вымысел?

Конечно, то, как это делает персонаж Максима Матвеева в «Триггере», — это можно только в кино. Но ведь мы и не прыгаем с небоскреба на небоскреб, как супергерои из голливудских фильмов. Это все — метафоры «распаковки», но по мотивам реальной практической работы с личностью в кризисе.

Но «Триггер» снят по мотивам кейсов из практики Насибяна — какие-то приемы он и правда применяет в индивидуальной работе и на групповых сессиях.

Например, сюжет: герой Максима Матвеева — Артем Стрелецкий - рекомендует следователю сменить любовницу: казалось бы, просто потому, что ее зовут Вера. Но так же звали вырастившую его бабушку, и там оказалось, что его нынешний экзистенциальный кризис имеет корни в детских отношениях с бабушкой, которая давно умерла. Похоже на чуть странный трюк? Таким же образом Насибяну однажды удалось распутать «сюжетный комок» в жизни одного из своих клиентов. Важная деталь — в жизни психотерапевт не имеет права говорить: «Смени любовницу». Он вообще не должен давать конкретных советов. Его дело — находить триггеры, показывать их клиенту и задавать вопросы.

Или история с сараем: еще одного клиента Стрелецкого в детстве старший брат запер в сарай на сутки, ревнуя к его успехам в школе — на даче родители бурно хвалили младшего брата за столом. Тот самый младший брат, уже взрослый мужчина, пришел в возрасте после 30 к психологу — с жалобой на клаустрофобию. А психотерапевт нашел более глубинную связку — на пороге успеха (вот-вот начнут хвалить) возникает проблема со страхом замкнутых пространств (будешь успешным — запрут в сарае). Психика говорит «стоп»: и вот человек поднимается в лифте в офис — вдруг ему становится плохо, начинается клаустрофобическая паника. В итоге он теряет фокус, начинает делать ошибки по работе, то есть подсознательно делает все, чтобы никакого успеха не наступило — и ровно по этой схеме раз за разом «избегает» повышения. Его карьера все время топчется на месте, несмотря на довольно блистательные способности. Стрелецкий просит клиента выделить для сессии несколько часов, не сообщая деталей («поедем за город подышать») — а на самом деле, на их старую дачу, чтобы мужчина заново прожил эту детскую ситуацию с сараем. И втолкнув его вовнутрь, закрывает на засов. Клиент начинает паниковать и задыхаться. Стрелецкий говорит — выбирайся. И для верности поджигает сарай снаружи. Человек выламывает доски и выбирается. Конфликт детства разрешен — и на него обрушивается колоссальное облегчение. В литературе, кино и театре это называется катарсис.

Сериал глазами главного героя и его прототипа

Сергей Насибян, психотерапевт, консультант сериала «Триггер»

 

«Артем Стрелецкий действует как сценарист чужих жизней, балансируя на грани этики и закона. Он даже произносит в одной из серий: «Я исправляю ошибки Бога». Стрелецкий может себе позволить то, чего в жизни ни один профессионал не сделает. Кроме того, психотерапевты и коучи для гигиены своих профессиональных настроек должны регулярно ходить на супервизии к коллегам, где мы в том числе работаем, чтобы избавиться от «комплекса бога». В сериале Стрелецкий, как Агата Кристи, следил за своими клиентами, чтобы лучше понять суть их проблемы. В жизни мы не можем устраивать слежку за клиентами и их семьями — это неэтично.

В жизни к психотерапевтам часто обращаются близкие человека, которому, по их мнению, нужна помощь — при этом сам человек наотрез отказывается от идеи психотерапии. Тут профессионал скажет: человек должен обратиться сам. А Стрелецкий, не дожидаясь запроса от самого клиента, начинает лечить без спроса.

Я помогал Максиму Матвееву входить в роль, консультировал на съемках. Он на премьере в Каннах со сцены сказал: «В зале сидит человек, который изменил мою жизнь». Для меня это было сюрпризом».

Максим Матвеев, актер, исполнитель главной роли в «Триггере« 

 

«Готовясь к роли, я сначала вообще не понимал — неужели так можно с людьми? Начал смотреть, как работают психологи, сходил на промо-тренинг Насибяна, откуда вышел растерянным — то, что он делал, было очень круто. Я был не уверен, что смогу что-то подобное прожить в кадре. После разбора очередной сцены я вдруг сказал: «Сережа, а покажи это на мне? Теперь хочется почувствовать это на собственной шкуре, не только через своего персонажа». И начал ему выкладывать свои собственные интимные детские штуки. Вдруг почувствовал себя в кресле его пациента. Сергей слушал и потом так коротко сказал: «Понятно, почему ты стал актером. Если мы с тобой еще пару сеансов проведем, может, ты уже и не захочешь им быть». Тут прибежала продюсер и говорит, нет, сначала доснимем кино!». А если серьезно, после общения с Сергеем я много чего для себя решил. Например, ушел из театра (Матвеев был актером МХТ им. Чехова, — прим. ред.), стал больше времени проводить с детьми. Стал иначе смотреть на себя и свое будущее».

Насколько законны методы психолога Стрелецкого?

Елена Чернова, председатель коллегии адвокатов города Москвы «Право выбора» 

«В принципе, в России клиент психолога не защищен ничем, кроме собственного здравого смысла и этических норм, соблюдаемых специалистом. Коучинг, психология и тренинги — услуги, в которых никогда не обозначается результат. Клиент платит за предоставленное ему время. Никому не важно, что люди, обращающиеся к психологу или тренеру, часто находятся в незащищенном состоянии, легко поддаются влиянию и не способны к критическому мышлению. Клиент получил место на тренинге или час времени специалиста — все, услуга оказана. Что с ним будет, когда он выйдет из кабинета, — это его личное дело. Конечно, есть нормы об услугах ненадлежащего качества, но как оценить качество рекомендации, доказать причинно-следственную связь между данным советом и тем, что случилось с клиентом?  С другой стороны, врачи, адвокаты, психологи никогда не могут стопроцентно гарантировать результат, поскольку он зависит и от самого клиента и от ряда жизненных случайностей. Полная юридическая безответственность породила и людей которые обещают изменить вашу жизнь за 500 рублей, потраченных на онлайн-семинар. Отсутствие регулирования ущемляет и истинных профессионалов, которые не имеют возможности отграничить себя от жуликов».

Екатерина Тягай, адвокат, партнер и руководитель практики Sensitive Matters в компании Pen & Paper

 

«С правовой точки зрения сюжет с сараем – мягко говоря, одно правонарушение за другим. В сериале все закончилось хорошо, но в реальной жизни подобные эксперименты чаще приводят к негативным последствиям, как и большинство общественно опасных действий. Если такой краш-тест пройдет неудачно — от получения психологических и физических травм до летального исхода – и вина в этом психолога будет доказана, его привлекут к уголовной ответственности. Я, к сожалению, сталкивалась в своей адвокатской практике и с таким. Если вы хотите быть максимально защищены как клиент, следите за тем, чтобы общение с психологом, как и с любым врачом, всегда было официальным: на основании договора, с надлежащей оплатой – это позволяет говорить о том, что вам оказываются профессиональные услуги, за качество, а в известном смысле и за последствия которых лицо несет ответственность. Но все вышесказанное не должно пугать: речь как раз идет об осознанности при обращении за помощью, а не о том, что от работы с психологами нужно отказываться. Здоровье, особенно психическое, безусловно, имеет большее значение, чем все описанные риски. Просто о них нужно знать, в том числе чтобы это здоровье сохранить».

Консультант сериала «Триггер» Сергей Насибян также является программным директором клуба  персонального развития Forbes Ontology. Если у вас есть нерешенные ситуации, которые мешают двигаться в жизни и карьере, вы сможете освоить не менее действенные, чем в кино, но при этом этичные приемы для освобождения от своих триггеров на весенней программе Forbes Ontology 8 - с 21 марта по 24 мая 2020 года. Это целостная программа для предпринимателей и топ-менеджеров, где участники развивают ключевые навыки работы со своим личным ресурсом. 8 уик-эндов теории и практики и 8 тренеров с проверенной репутацией, чтобы перезагрузить свою жизнь и карьеру, найти новые точки роста и научиться быть в ресурсном состоянии 24/7.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+