К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Все умрут, а я останусь: как пережить кризис среднего возраста и не устареть


Карьерный консультант и тренер Forbes Ontology 12 Алексей Улановский в интервью Анне Монгайт о способах переизобрести себя, если ваша профессия больше никому не нужна.

Алексей Улановский успешно и неоднократно совершал это упражнение с топ-менеджерами крупных российских компаний, которых консультирует с 2008 года. Он ведущий программ по лидерству Ward Howell, 10 лет преподавал в МГУ и ВШЭ, где признавался лучшим преподавателем. Автор трех книг и исследований по лидерству, карьере и саморазвитию, блогер.

Конспект беседы Монгайт с Улановским

Свойства лидера в турбулентные времена

 

Одно из главных качеств — это ментальная стойкость или даже ментальная жесткость. Способность сохранять холодную голову, ставить по-прежнему большие, амбициозные цели. Другая характеристика, важная для карьеры в сложной экономической ситуации, – это адаптивность. На Западе сейчас активно используется это понятие: способность адаптироваться к новым задачам на каждом этапе своей карьеры. А также — к новым вызовам, к меняющейся ситуации на рынке, к новым травмам. Когда вас увольняют или меняется что-то радикально в той области, в которой вы работаете, вам нужно быстро перестроиться и понять, какие навыки или знания вам необходимы. И для того, чтобы это делать, надо развивать способность гибко мыслить, присматриваться, делать паузу, замирать. Лучше понимать сигналы, которые извне идут и лучше понимать себя.

Устаревшие карьеры 

 

Как раз об этом будет мой тренинг в рамках программы уикенд-университета Forbes Ontology 12. Сейчас говорят о lifetime learning, обучение длиной в жизнь. И способность обучаться тоже можно и нужно тренировать. Это значит не только пойти на MBA или Executive MBA, но также развиваться в личностном плане, вовремя созревать для новых вызовов времени, — от этого никуда не деться, ваш личный ресурс становится главным локомотивом вашей карьеры.

Традиционная модель карьеры сейчас совсем устарела. Наши карьерные пути становятся множественными, непредсказуемыми. Раньше организация и человек требовали взаимной лояльности. То есть человек был лоялен компании, подписывал контракт и обязался посвятить себя ей на на десять-двадцать лет. Компании проявляли такую же лояльность – у них был меморандум, внутренние документы или имидж бренда, про то, что у нас нет текучки, мы удерживаем людей, нам важно всех сопроводить вплоть до пенсии. Где мы сейчас найдем такую организацию? Таких больше нет. На Западе есть такое понятие сейчас – условная лояльность, conditional loyalitу. Завтра изменится стратегия, придет новый генеральный директор, и твои услуги могут быть уже не востребованы. Поэтому больше никто в вечной любви друг другу не клянется.

Кризис середины пути

 

Сейчас абсолютная эпидемия кризиса среднего возраста. Это глобальный тренд. Двадцать лет назад наша жизнь была структурирована, стабильна. Сейчас мы живем в ситуации непредсказуемого будущего, увеличения продолжительности жизни — и еще и поэтому — множественных карьер. Наши родители покоряли один пик, сейчас пиков несколько. Есть замечательная книжка «Столетняя жизнь». Она описывает, как будет меняться жизнь из-за того, что увеличивается продолжительность жизни и увеличивается срок активной фазы нашей карьеры. Мы можем пройти несколько циклов и менять иногда радикально свою жизнь.

Кризис среднего возраста или перевал середины пути, — это тот момент, как говорил великий поэт: меж двух миров, один из них мертв, а другой бессилен, чтобы родиться. Большинство клиентов именно в этой фазе приходит к психологам и коучам. Уже пробивается что-то новое, но туда страшно идти, бросить вот всю корпоративную карьеру, которую ты выстраивал. Карьерный консультант помогает провести ревизию своих сильных и слабых сторон, и выстроить маршрут.

Форматы работы бизнес-коуча

У меня есть коллега Маршалл Голдсмит, мы делали с ним недавно совместную программу. Он бихевиорист и верит только в изменения поведения. Если вы не изменились поведенчески, коллегам и жене не стало с вами легче, то грош цена вашим внутренним трансформациям. Перед тем, как начать работать, он делает процедуру — ты набираешь личных «стейкхолдеров», людей, которым не все равно твое развитие или которые с тобой часто контактируют: подчиненные, руководители, собственники бизнеса, твои дети или жена. Голдсмит просит клиента самого оценить свои качества, полезные и плохие. Замерить их. После этого они с клиентом выбирают 1-2 черты, от которых будут избавляться. Например, не перебивать или не опаздывать. И полгода они работают с этой темой. И после этого делается замер: оценки по 10-бальной шкале ставят «стейкхолдеры» — стал ли человек больше слушать других или по-прежнему перебивает? Ему кажется, что он больше не опаздывает или так есть? И оплату он принимает, только если есть изменения. Это, наверное, самый честный, но и самый рисковый формат. Впрочем, у Голдсмита, по его словам, случаев, когда не платили, не было.

Как коучи решают собственные проблемы 

 

Я работаю с несколькими бизнес-школами как приглашенный коуч, и есть такая практика – написание. Каждый студент Executive MBA пишет жизненный нарратив или карьерную историю. Если почитать все эти истории высоких руководителей, у них было либо какое-то травматическое событие или слом в жизни. Либо сильная ролевая фигура, например, отец занимал руководящую позицию, и это уже подсказывает тебе, в каком тебе направлении двигаться. Я сам прошел через мучительный кризис. Большую часть жизни занимался академической карьерой. Преподавал в МГУ, в ВШЭ, и у меня все хорошо получалось, но в какой-то момент я начал чувствовать: что-то во мне гаснет. Я перестал получать удовольствие. Понял, что мне нужно лучше послушать себя, пошел в психоанализ. Проходил его шесть лет. Сократил свою рабочую нагрузку и в какой-то момент стал тратил на психоанализ треть, если не половину своей зарплаты.

Вуди Аллен и другие наркоманы психоанализа

Когда и как мы подсаживаемся? Это и правда страшилка. Но можно посмотреть на это дело и с другой стороны. Вот Вуди Аллен, насколько я понимаю, проходит психоанализ десятилетиями — и до сих пор в этом процессе. Если посмотреть его фильмы, вот эта рефлексия, вот эта чуткость к себе, которую он сто процентов получил в работе со своим психоаналитиком. Вряд ли она испортила его. Скорее он получает огромное удовольствие от самоисследования.

Карьерный консультант как эксперт во всех профессиях 

 

Есть две точки зрения на это. Первое: чистая голова, сознание новичка больше помогают быть беспристрастным, подсказать и услышать сигналы, которые идут от клиента, не быть зашумленным знаниями индустрии и рынка. А другая позиция — что все-таки, когда понимаешь индустрию, в которой человек развивается и работал, оно тебе помогает лучше понимать его возможности. Я ближе ко второй точке зрения.

Съемки Forbes Ontology проходят в апартаментах «Башни Федерация» в московском Сити, — самых высотных жилых апартаментах в Европе.

Гостевой редактор и ведущая видеоканала Анна Монгайт — креативный продюсер телеканала «Дождь»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+