К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

В будущее возьмут не всех: что делать менеджеру, чтобы не сойти с дистанции

В будущее возьмут не всех: что делать менеджеру, чтобы не сойти с дистанции
В последние годы у менеджеров и бизнесменов, обращающихся к коучам по личностному росту, появился новый запрос на то, что можно условно назвать «вечной жизнью». Сотрудники, особенно высокопоставленные, а также владельцы бизнеса хотят как можно дольше сохранять хорошую физическую форму. Не только и даже не столько потому, что хотят больше заработать. Речь о реализации внутреннего потенциала. О том, что таким клиентам советуют коучи, рассказывает хедхантер Ирина Баранова

Судя по ленте в социальных сетях, все больше людей совершают так называемый каминг-аут относительно своего посещения коучей. Коуч, как и психолог, советов не даёт. Его задача — диалог, расширение картины мира. И человек сам приходит к решениям. Если психолог помогает нам успокоить ум, то коуч, как помпа, накачивает своих подопечных уверенностью — в себе, в правильности выбора, в собственной защищенности и — как следствие — в завтрашнем дне.

Как видно по «каминг-аутам», к коучам потянулись успешные в квадрате: это стало новой нормой. Идут не бедные-несчастные «лузеры», а те, кто живет на волне высоких требований времени и эффективности.

Идут молодые, которые пашут как волы, успевают больше других — внешне во всем молодцы.

 

Идут зрелые и сильные — вытянули себя и свой бизнес из ямы, фениксом возродились из пепла.

И те и другие — с одним и тем же списком вопросов. Начиная с кризиса веры и заканчивая кризисом идентичности — где я, кто я, зачем я это делаю, а дальше что, а как вернуться к «заводским настройкам»?

 

Раньше список выглядел совсем иначе, это в один голос говорят тренеры клуба Forbes Ontology — программный директор клуба Сергей Насибян, эксперт по публичным выступлениям Александр Гальчин, тренер по эффективным коммуникациям Дмитрий Шаменков, тренер персонального развития Михаил Ляховицкий. Похожая собственная статистика у Алексея Ситникова, звездного психолога, доктора психологических и экономических наук, бизнес-коуча Натальи Долиной и психотерапевта Александра Савкова.

Еще пять лет назад вопрос был: как заработать больше денег? Как прокачать свою компанию, чтобы расти не на двадцать, а на сорок процентов в год? Теперь приходят с потребностью открыть свой потенциал, научиться жить в радости и счастье — и при этом не сойти с дистанции бизнес-марафона на фоне конкуренции, растущей в геометрической прогрессии, и страха потерять точку опоры.

Как починить старый бизнес

По моим наблюдениям и из бесед с коучами, вижу новый сценарий — когда уже состоявшиеся люди сорока пяти — пятидесяти пяти лет теряют бизнес, он буквально ускользает из рук. Прежний вид бизнеса не работает, а новый не придумал. Раньше личного дохода несколько миллионов, сейчас сотни тысяч рублей в месяц. Страх потерять компанию, стать банкротом, остаться без визитки. Психологи, как и этологи — специалисты по поведению животных, выделяют три реакции при опасности: бей, замри, беги.  Чаще всего в бизнесе проявляется первое — «бей» (это агрессия). Сначала трясёт компанию  — на самом деле босса, он собой недоволен, он не понимает, чем заниматься, как зарабатывать. Начинает психовать, увольняя-меняя людей, считает их «паразитами», растёт тревожность и недоверие. Потом этот «взрослый» обижается как ребёнок и, надувшись, сидит в засаде, обвиняя весь мир. Одни все бросают и уезжают, хотя многие возвращаются, понимая, что это не выход. Другим приходит в голову обратиться за помощью и найти решение, которого сам не мог увидеть.

 

«Приходит человек и говорит, что не может построить мотивацию сотрудников,  — приводит пример Насибян. — Разбираем: выясняется, что на самом деле мотивацию потерял он сам, а не сотрудники. Двадцать лет назад, когда он создавал этот бизнес, его основной мотивацией было создание крепкой семьи. И оттуда шел поток благодарности в ответ, а теперь потока нет — и мотивации у него нет, «батарейка» села. В итоге вся работа идет с семьей: жена в такой связке — автоматически партнер в бизнесе. Человек говорит с женой, что ей перестало нравиться, почему она больше не замечает успехи мужа, что ей на самом деле от него хочется получать. Когда они с женой освежили «договор» и отношения — и в самом деле коллектив стал отлично работать».

Такой типичный кейс. В рифму ему — строфа из стихотворения финансиста Игоря Литвака, партнера ИК «Садовое кольцо»: «Друзьям ты обо мне не говоришь, исчезла гордость за мои поступки, как прежде были Лондон и Париж желанными за сумочки и шубки. Но вот теперь приелись и они, так мой успех приелся в одночасье, и мы при детях, боже сохрани, не больше чем тандем деепричастий?» Неслучайно это стало хитом в компании его друзей.

Тело бунтует

Что ещё приводит к коучам? Одна из причин — хронические заболевания, которые появились из-за психосоматических состояний. Когда бизнесмен в тридцать лет имеет серьёзные проблемы с желудочно-кишечным трактом. Мы набираем вес, плохо спим, не можем избавиться от перманентного насморка — так организм говорит: алло, пора что-то менять в графике и вообще в жизни. Одна из моих кандидатов, проработав в крупном госбанке, приняла решение уйти, мотивируя так: «Я родила троих детей и ни на грамм не поправилась, а здесь за год — плюс 10 кг».

Неправильно выстроенная жизненная стратегия приводит к конфликтам вовне и внутри себя. Продать бизнес он не может, и деятельность эта его тяготит, где надо думать как «подкидывать в топку дров, чтобы локомотив шёл, ракета летела», «обеспечивать людей работой». Дальше снежный ком стресса, недовольства собой, партнерами и коллегами, болезни.

На сессию недавно пришла женщина. Высокое положение в обществе, статус, деньги. Ей звонят, а она отвечает: «Передайте премьеру, что я сегодня не приеду!» Не успев закрыть дверь и обернувшись, коуч слышит, как она плачет навзрыд. Потому что, играя в мужские игры,  она потерялась: мужской голос, мужские движения, манеры и даже мышление блокируют выработку женских гормонов. Это для ее тела неестественно. Поэтому оно, не используя женскую функцию, начинает болеть. Мужчины теряют интерес к такой женщине, просто с ней соревнуясь. Это ее огорчает и раздражает.

 

Вкл/выкл

Помните, как десять лет назад люди продавали все и уезжали жить простой жизнью. Многие вернулись, поняв, что дауншифтинг — не панацея, так себя найти нельзя. Те, кто побогаче, тоже прошли этот путь, но купив виллу и путешествуя на яхте, даже быстрее приходишь к выводу, что не помогает. Так, один мой приятель вернулся и выкупил свой бизнес обратно. Просто для того, чтобы его двенадцатилетний сын видел, что деньги не растут на дереве и что зарабатывать — это труд — физический, интеллектуальный. Труд, а не яхта.

Выгорание — это не стресс. И одномоментно нельзя решить: «Все! Выгорание закончилось». Когда нет цели, мечты, интереса — тогда нужен коуч, который сможет переключить эту программу, найти новый канал, источник света.

По каким критериям искать коуча? По резюме? По самой высокой или оптимальной для вас цене? Нет, конечно. Коуч сегодня — это духовник в прошлом. Чтобы выбрать — а это можно сделать только лично, — нужно чувствовать себя комфортно рядом с этим человеком, доверять ему. Ощущение покоя — хорошая база для того, чтобы выбрать.

Напряжение в общении или ощущение высокомерия в энергетике, скорее всего, приведёт к разовому визиту. Расширять картину мира снизу нельзя, равный или больший опыт — в том числе жизненный - у коуча должен быть. Еще в последние пару лет наблюдается тенденция — коучи перестают принимать разовых клиентов. «У меня проблемы с партнером в бизнесе, текучка персонала, с женой разъехались, любовница заблокировала и у меня час!» Разовой акцией здесь перезапуск системы не произойдёт. Приходят исправлять раны, которые являются последствием нарушений — смысловых, энергетических, образа жизни. Работу нужно проводить когда симптомы, а не развод, увольнение или депрессия. «Я пошёл с сыном в музей и мне показалось, что ему не так интересно со мной вдвоём как обычно», - говорит клиент. И начинают разбирать ситуацию до того, как она стала проблемой. За рубежом психотерапия входит в страховку, наша страна только приближается к этому стандарту.

 

В будущее возьмут не всех

Как пообещали нам последней выставкой Илья и Эмилия Кабаковы, «в будущее возьмут не всех». Нас готовят к неизбежной роботизации и цифровизации, раскрывая неприглядную оборотную сторону этого комфорта — бесполезность человека в части производства. Страх перед неизведанным огромен, и он вызывает некое венчурное броуновское движение, попытку обладателей капиталов закрыть тылы на перспективу.

Бизнес-парадигма изменилась. Раньше активами считались здания, автомобили, рестораны. Сейчас — это пассивы. Зарабатывают те кто доставили эту еду, не владельцы машин, а убер. Вот что заставляет людей с капиталами пересматривать свои активы и вкладывать в стартапы — новое, пусть порой долго убыточное, но перспективное.

Для наемных топ-менеджеров страх перед новыми сервисами, продуктами, заданиями проявляетcя скрытой (а иногда и не очень) депрессией: вот мне 45, более «дешевые», молодые и диджитализированные с дипломами новых профессий поджимают, и что дальше, кому я нужен?

Ступор перед лицом новой реальности, — коучи, карьерные консультанты эту тенденцию видят и работают с необоснованными страхами и ограничивающими убеждениями. Которые человек увидит, как только наконец познакомится с собой — или обновит настройки «кто я и чего хочу»: мы меняем их в течение жизни.

 

Пик формы и вечная жизнь

Еще один тренд. Этот запрос стремится к проблематике пьес Шекспира и произведений Гете. В поисках нового вечного двигателя, чтобы стабильно быть на пике формы и сохранять энергию на высоких скоростях, люди на самом деле ищут ответы на вопрос этажом выше — как не пропустить момент и успеть состояться, как понять свой настоящий потенциал и успеть его реализовать. Отсюда растут ноги у моды на биохакинг и метаспособности а-ля Дункан Маклауд (персонаж телесериала «Горец» — он жил несколько сотен лет, сохраняя молодость, — прим. ред.).

«Мы уже более пяти лет занимаемся медициной, вопросами профилактики, исследованиями в области здоровья человека. За это время мы увидели появление совершенно нового запроса от наших клиентов – на продление жизни. Чаще всего это здоровые и очень обеспеченные люди, которые хотят знать больше о своём здоровье и иметь принципиально новые возможности для сохранения своей продуктивности»  — говорит Андрей Перфильев, тренер весенней программы Forbes Ontology 8, сооснователь и медицинский директор Atlas Biomed Group. По его наблюдениям, вопрос, как дольше быть здоровым, происходит не только из страха беспомощной старости, но и из желания реализовать свой потенциал. С этим часто приходят сверхбогатые люди, для которых зарабатывать деньги — уже не интересный спорт. Они видят жизнь как огромное количество возможностей, которые им только сейчас стали доступны. И еще хотят успеть отдать. С какого-то момента становится важно отдавать — а для этого тоже надо быть в хорошей форме.

Действительно, согласна с Перфильевым — я тоже это вижу. На многих конференциях по longevity говорят, что продожительность жизни — это в первую очередь голова. Как замечает Алексей Ситников: «Жизнь — это не количество лет, а количество впечатлений, событий, моментов. Нужно не в 70 лет до 100 продлевать, а в 40 до 100. Нет проблемы выгорания и лени, есть проблема мечтать и поднимать планку мечты. Техники мечтаний — к коучу». Тренд последних лет — не только интерес и стремление к «сверх-здоровью», а также горячая потребность делать социальные проекты — открывать школы, покупать футбольные клубы, продюсировать кино и театры, становиться известными меценатами, попечителями и патронами. Желание «стать главой в учебнике»  — остаться в памяти сотен тысяч людей, а не только семьи и друзей.

Вернуться к людям

С чем бы ни пришёл человек в коучинг, он рано или поздно сталкивается с необходимостью работы над своими отношениями с людьми. «Как бы мы ни были интровертны, вне команды и сами по себе, коммуникации — наш вечный двигатель и источник вдохновения. В традиции цигун, познал себя — познал других, будет сто боев — сто побед. В жизни — так же», — говорит мастер цигун и тренер Forbes Ontology Владимир Сидоров.

 

Даже с сугубо рациональной позиции неумение строить доверительные отношения может повлиять на бизнес, видит по своей практике телесный терапевт Наталья Петрова: «Когда внешне успешный мужчина или женщина-руководитель строит свои отношения с коллегами и партнерами по бизнесу, страх доверительных отношений ими прекрасно считывается — сознательно или бессознательно. Если такие особенности принимаются в личном, то в бизнесе — это мина замедленного действия. В момент кризиса руководитель вдруг начинает ощущать особое, уже не контролируемое напряжение, переходящее в откровенную панику. И дальше по схеме: напряжение — считывание партнерами — повреждающие решения».

Последние год-полтора появился еще тренд про дружбу — иначе почему такой явный успех у закрытых бизнес-клубов со строгими входными критериями  — например, чтобы был бизнес с оборотом от 100 млн рублей в год, крупные годовые членские взносы. Это и YPO (Young Presidents' Organization — российский бранч международной организации, очень активен), бизнес-клуб «Атланты» и Falcon Club. На самом деле то, что там получают люди высокого статуса, топ-менеджеры и собственники бизнеса, — это, по терминологии коучей, «работа в малых группах». Иногда с модерацией коуча, иногда сами — но им интересно и важно делиться личными переживаниями с себе подобными. Как в советские годы люди просто сидели ночи напролет с друзьями на кухне — и становилось легче. Не для каждого это еще и очевидно — уметь выражать свои чувства. Это отдельный навык, которому люди постарше вынуждены заново учиться.

Источник радости

Часто коучи рекомендуют обратиться за помощью к энергетическим практикам — мы живем так активно, что на старых дрожжах в ситуации кризиса далеко не уедешь. Нужно вернуться к себе изначальному. Вернуть вкус к простым вещам. Проблема людей в том, что они отдаляются от себя, полагая, что решение где-то вовне. Сейчас энергия — наше все. Коуч может вам рекомендовать тот или иной вид спорта. Кому-то подойдёт бокс, кому-то — балансировка на сёрфе, а кому-то — цигун или айкидо — взамен изматывающего ресурс триатлона, но важно учиться осваивать новые типы мышления через тело.

В беседе с Алексеем Ситниковым я услышала мантру: «Мечтай!». Нет проблемы лени и выгорания. Есть проблема, что мы не мечтаем и не поднимаем планку каждый год. «Мечтай» — это и о том, как наполнять каждый день событиями, измеряя жизнь впечатлениями, а не ростом бизнеса или бонуса на сколько-то процентов в год. Тем более, что это уже не приносит такой радости, как раньше.

 

Ирина Баранова — хедхантер, карьерный консультант, глава компании B.Lab и амбассадор клуба персонального развития Forbes Ontology. Если вы узнали себя в ком-то из героев ее статьи — присоединяйтесь к клубу. Концепция Forbes Ontology — это микс-подход к работе с личным психофизическим ресурсом. Это означает, что больше не надо ходить от одного коуча к другому в поисках того, с кем действительно можно совершить личный прорыв. Участники каждого курса получают «дегустационный сет» лучших практик от целой команды проверенных тренеров. Новая весенняя программа Forbes Ontology 8 пройдет с 21 марта по 24 мая на 90-м этаже «Башни Федерация» в московском «Сити». Это восемь выходных, восемь тренеров и четыре ключевые темы — тело, сознание, энергия, коммуникации — главные точки входа в процесс перезагрузки себя. 

Новая весенняя программа Forbes Ontology 8

Новая весенняя программа Forbes Ontology 8

Новая весенняя программа Forbes Ontology 8

Расписание уик-эндов персонального развития с 21 марта по 25 мая 2020 года

21.03 — 22.03 «Жизнь как проект. Внутренние опоры в условиях изменений»

21.03 — 22.03 «Жизнь как проект. Внутренние опоры в условиях изменений»

Исследователь карьеры и консультант Ward Howell Алексей Улановский

28.03- 29.03  «Практики боевых искусств как тренинг по коммуникациям»

28.03- 29.03 «Практики боевых искусств как тренинг по коммуникациям»

Мастер цигун Владимир Сидоров

 04.04-05.04  «Весь мир театр. Актерские техники для жизни и бизнеса»

04.04-05.04 «Весь мир театр. Актерские техники для жизни и бизнеса»

Тренер актерского мастерства Александр Дзюба

 11.04 -12.04 «Биохакинг — новый ключ к управлению здоровьем»

11.04 -12.04 «Биохакинг — новый ключ к управлению здоровьем»

Эксперт по персонализированной медицине Андрей Перфильев

 18.04-19.04 «Внутренние ключи к трансформации» 

18.04-19.04 «Внутренние ключи к трансформации» 

Тренер персонального развития Михаил Ляховицкий

 25.04-26.04 «Энергия осознанности. Древние техники медитации для жизни в большом городе»

25.04-26.04 «Энергия осознанности. Древние техники медитации для жизни в большом городе»

Мастер буддийской медитации Джигме Ринпоче

 16. 05-17. 05 «Открытый диалог как фундамент счастья и долголетия» 

16. 05-17. 05 «Открытый диалог как фундамент счастья и долголетия» 

Тренер по эффективным коммуникациям Дмитрий Шаменков

23.05 — 24.05 «Нелинейные коммуникации. Технологии эффективного абсурда»

23.05 — 24.05 «Нелинейные коммуникации. Технологии эффективного абсурда»

Тренер публичных выступлений Александр Гальчин

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+