К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Суетливое решение: о чем говорит отмена обязательных QR-кодов в Москве

Фото Дениса Гришкина / Агентство «Москва»
Фото Дениса Гришкина / Агентство «Москва»
В России властям прощают любую жесткость, но не суетливые метания. После неожиданной отмены QR-кодов в Москве и активистам, и губернаторам, перенимавшим столичный опыт, станет еще сложнее убеждать людей вакцинироваться, считает социолог Алексей Фирсов

Разумеется, мы опять ничего не поняли. После начала новой волны заболеваний коронавирусом в обществе сложилось стойкое убеждение, что административный нажим будет усиливаться, засасывая все большие слои населения в процесс вакцинации. На это указывали реплики Дмитрия Пескова, выражающего, как принято думать, позицию Кремля, утечки из московской мэрии (в том числе идея близкого к ней Алексея Венедиктова провести голосование по тотальной вакцинации москвичей), парад регионов, равняющихся на столицу в принятии ограничительных мер.

Пылающий костер споров: законно ли требование власти о всеобщей вакцинации россиян

Информационные сводки о ходе эпидемии не теряли своего драматизма, поддерживая эту гипотезу. Корпоративные структуры установили жесткие правила: невакцинированным грозили потерями бонусов, а затем — увольнениями. Рекламная кампания в пользу вакцинации становилась все более жесткой, выйдя на формулу: сделай или умри. Наконец удалось сформировать активные группы поддержки в социальных сетях, которые — неважно из каких мотивов — но постоянно били в набат: дальше, больше, сильнее. В общем, маховик удалось запустить, бунта не возникло, мелкие эскапады можно было не брать в расчет.

 

Переключение тональности

И вдруг, казалось бы, частный случай — внезапная, всего через три недели после введения, отмена QR-кодов для допуске в московский общепит — резко переключает тональность. Конечно, можно отнести это решение к тактическому маневру, который не меняет общую картину. Например, предположить, что московские рестораторы обладают мощным лоббистским потенциалом и даром убеждения, что сотрудникам администрации президента стало некомфортно без неформальных встреч в кафе рядом со Старой площадью или что в правительстве Москвы пришли к логичному выводу: зажимать ресторанный бизнес при прежней плотности в общественном транспорте — имитация контроля за ситуацией. Наконец, крайние оптимисты могли поверить официальной позиции — за эти три недели произошел перелом и Москва приблизилась к новой победе над эпидемией.

Проваленная кампания: как бизнесу исполнить требования об обязательной вакцинации

 

Но в общественной среде, которая привыкла воспринимать решения власти как сигналы, несущие символическую нагрузку за пределами прямого содержания, «декуаризация» вызвала растерянность. Наблюдатели подметили, что в этот раз само решение было озвучено за рамками привычной технологии. Например, руководитель фонда «Петербургская политика» политолог Михаил Виноградов обратил внимание, что впервые изменение карантинного режима в Москве не сопровождалось публикациями Собянина ни на его сайте, ни в Telegram-канале, а это многое говорит и о скорости принятия решения, и о его аргументации.

Причины разворота

Только время покажет, имеем ли мы сейчас дело с осознанным торможением политики жесткой вакцинации или импульсивным решением. Если первое, то логично искать причину разворота в настроениях масс, особенно за два месяца до парламентских выборов. По данным, полученным социологическими компаниями «Платформа» и OMI в рамках совместного замера, 74% граждан выступают против обязательной вакцинации, 69% — против нее даже в отношении отдельных отраслей.

Противники жестких административных мер преобладают даже в группе, намеренной сделать прививку в ближайшее время, — 59%. Такой расклад создал угрозу существенного расширения контекста: дискуссия вышла за границы уже привычной полемики адептов вакцинации с «антиваксерами», сместив ее фокус в обсуждение мер, а не самой цели.

 

При ничтожности шансов, что протестные группы решатся на прямые действия по французскому сценарию, они вполне смогут «отыграться» в сентябре внутри избирательных кабинок. Возьмем, к примеру, ситуацию: крупная компания стремится показать, что ее персонал отличается политической благонадежностью и на парламентских выборах поддержит «Единую Россию». Одновременно менеджмент этой компании проводит принудительную вакцинацию на производствах. Представить себе дальнейшее электоральное поведение обиженного человека несложно.

Фестиваль магии и лыжный марафон: куда москвичи пошли после отмены Собяниным ограничений

Если же речь идет о спонтанно-импульсивном действии мэрии, то оно подтверждает уже сложившийся стереотип: при всех ресурсах, направленных на кампанию по вакцинации, ей недостает федерального координационного центра, который придает всем решениям форму единого ансамбля. Каждый играет на своей волне. Внутренние противоречия в коммуникационных и управленческих импульсах демотивируют даже самых решительных сторонников. Вожди перестают оглядываться на паству, а та оказывается в ситуации полной растерянности, когда весь энтузиазм и пафос борьбы с инертным большинством срезан одним управленческим жестом. Давно ведь замечено, что властям прощают любую жесткость, но не суетливые метания. Сложно придется не только активистам, но и руководству тех регионов, которые стали на московские рельсы.

Впрочем, не больше социального такта оказалось и у бенефициаров отмены кодов. Резвая радость, охватившая рестораторов, с их публичными призывами «выпить за свободу», не слишком уместна на фоне запущенных на всю мощность крематориев. Хочется посоветовать этим людям пить без публичной демонстрации своей радости и не устраивать пирушку во время чумы.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Места знать надо: самые необычные пункты вакцинации в разных странах

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+