Часто говорят о необходимости снижения «углеродного следа» (вредных для экологии выбросов углерода) или «цифрового следа» (излишней активности в интернете, провоцирующей хакинг). В качестве новой важной темы необходимо признать «здравоохранительный след»: влияние компании или отрасли на здоровье человека.
Вспомните, когда вы в последний раз были в замкнутом пространстве, прикованные к сиденью, испытывая голод или жажду, часами не имея возможности двигаться. Похоже на тюремное заключение, но это типично для большинства транспортных средств. Транспортная отрасль в развитых странах — вполне подходящий кандидат для изучения вопроса об уменьшении вреда здоровью. Предлагаемые изменения, ориентированные на удобство, на самом деле также направлены на улучшение здоровья и спасение жизней.
1. Аварийная остановка. В 2010 году Генеральная ассамблея ООН провозгласила Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения. Задача 3.6 целей устойчивого развития ООН гласит: «К 2020 году вдвое сократить во всем мире число смертей и травм в результате дорожно-транспортных происшествий». Цель не была достигнута, и даже особого прогресса не наблюдалось.
Автоматическое экстренное торможение (automatic emergency braking, AEB) — это, возможно, наиболее полезный прибор безопасности автомобиля. Исследование Американского института страхования дорожной безопасности по данным зарегистрированных полицией аварий показало, что машины с AEB врезаются в находящиеся впереди транспортные средства на 50% реже. Большинство автопроизводителей обязались оснастить автомобили системой AEB (в частности, благодаря усилиям организации в защиту прав потребителей Consumer Reports), но не все спешат это сделать. Цена задержки с установкой этих и других технологий предотвращения аварий, если взять только США, — это 20 000 смертей ежегодно.
Москва-2040: каким станет транспорт мегаполиса в следующей двадцатилетке
2. Остановить падение. Кто из нас не терял телефоны, ключи, еду или что-нибудь еще в щелях по обе стороны от сиденья? Для пассажиров машин и самолетов это неудобство. Для водителей — вопрос жизни и смерти. Значительное количество дорожно-транспортных происшествий (от 10% до 80%, в зависимости от отчетов) вызвано отвлечением внимания водителя. Технология предотвращения попадания вещей в эти щели существует уже много лет: Drop Stop и аналогичные устройства можно приобрести менее чем за $25. В отличие от AEB это дешевая и простая технология. Тем не менее эта функция отсутствует даже в ведущих автомобильных брендах и бизнес-классах авиалиний.
3. 20 лет спустя: а куда положить телефон? Прилетевшие на Землю инопланетяне не смогут определить по нынешней конструкции транспортных средств, что люди уже десятилетиями пользуются мобильными телефонами. Сколько автопроизводителей и авиалиний предлагают сиденье, где ваше портативное устройство лежит в доступном месте, не падая? Решением может быть просто пришитый к двери машины или спинке переднего сиденья кармашек. Сколько предоставляют возможность убрать очки туда, где их не поцарапает телефон или ключи? Или удобное место для хранения ноутбука и документов, которое позволит заниматься «бизнесом» в самолете, — то, для чего, как ни удивительно, даже бизнес-класс непригоден? Примитивные дизайнерские решения могут убрать это неудобство, а для водителей еще и снизить риск аварии.
4. Не сидите сложа руки. Мы сидим за компьютером весь день, затем сидим в машинах и самолетах для перемещения куда-то еще, чтобы там опять сидеть. Разве обязательно должно быть так? Масштабное исследование британских ученых об опасностях длительного сидения с участием почти миллиона человек обнаружило у тех, кто больше всего сидел: (1) увеличение риска диабета на 112%, (2) рост сердечно-сосудистых заболеваний на 147%, в том числе повышение смертности от них на 90%, и (3) увеличение смертности в целом на 49%. Длительное сидение также вызывает хронические боли. Доктор Стивен Атлас из медицинского факультета Гарвардского университета отмечает, что боль в спине часто возникает в результате сидения из-за положения позвонков и защемления нервов: давление на диски меньше всего в положении лежа и больше в сидячем положении, чем в положении стоя.
Автомобили могут быть оснащены улучшенными механизмами для растяжки и смены позиций — по крайней мере для пассажиров, пока беспилотные автомобили не станут стандартом, и тем более в автомобилях будущего. Даже в автомобилях класса люкс необычна такая «роскошь», а точнее, необходимость. Точно так же авиакомпании могли бы начать экспериментировать со смелыми инновациями, позволяющими прилечь в самолете даже за пределами бизнес-класса: например, с двухъярусными полками, перпендикулярными ходу самолета. Такие решения потребуют переосмысления дизайна интерьера самолетов, моделей продажи билетов и, возможно, даже соответствующих правил, но могут повысить доступ пассажиров к проходам и привести к увеличению количества пассажиров на квадратный метр, соответственно, улучшая не только здоровье, но также безопасность и прибыльность.
Робот за рулем: каким будет беспилотный транспорт ближайшего будущего
5. Зарядка в движении. Транспорт не должен быть местом, где теряют время и ослабляют свой организм в сидячем положении. Пассажирам транспорт предоставляет неиспользованную возможность поправить здоровье с помощью элементарных создающих сопротивление устройств для упражнений. В самолетах их можно предоставлять даже за определенную плату.
6. Световой эффект. Решила ли декоративная подсветка (mood lighting) в новых моделях салонов все проблемы с освещением самолетов? Традиционно свет либо слепит из кабины или с упрямо включающегося экрана, либо недостаточен для чтения. Но слишком яркое или слишком тусклое освещение, особенно вне нормального ежедневного ритма, имеет физические и психические последствия. В том числе напряжение глаз, головные боли, стресс, психические расстройства и сердечно-сосудистые заболевания. Декоративная подсветка и даже искусственные рассветы и закаты уже стали стандартом для некоторых авиакомпаний. Но реально нужный прибор освещения, который зачастую не оптимизирован, это просто более адекватная индивидуальная лампочка с диммером.
7. У природы нет плохой погоды? Современные автомобили решили вопрос регуляции температуры, по крайней мере в ведущих брендах. А авиалинии не решили. Всем известно, что трудно отдыхать, когда слишком холодно или слишком жарко. Не все знают, что неправильная температура также напрямую влияет на продуктивность. Одно исследование показало, что снижение температуры с комфортного уровня всего на несколько градусов снижает скорость работы и увеличивает количество ошибок на 15%. Но наши внутренние термостаты разные. Индивидуализация решений по контролю температуры и воздушных потоков, даже в виде индивидуальных старомодных вентиляционных отверстий, может повысить способность пассажиров работать или отдыхать.
8. Когда уже доберемся? У путешественников есть непреодолимое желание постоянно знать две вещи: который час и когда мы туда доберемся. Эта информация обычно есть у водителя или пилота. А пассажиры должны наклоняться, щуриться, рыться в карманах в поисках устройств, включать ядовито-яркие экраны или постоянно раздражать водителя этими двумя вопросами. Это, возможно, мелочь, но и затраты на ее устранение тоже мелочь. Доступность этой информации для всех оценят как водители, так и пассажиры.
Технологии будущего: как они преобразят жизнь человека в следующие несколько лет
9. Все мое ношу с собой. Опра Уинфри, известная ведущая американских ток-шоу, попросила Исис Медину, нью-йоркского физиотерапевта, специализирующегося на выравнивании позвоночника, публично порекомендовать сумки, которые не повредят спине. Транспортные компании могли бы принять участие в решении этой недооцененной проблемы, например, приспособив места для сумок на трапах и опорных стойках в автобусах или создав механизмы для подъема ручной клади в верхние багажные отсеки в салонах самолетов.
10. Жажда перемен. Один из раздражителей во время путешествия — невозможность пить воду, когда нужно. Негативные последствия обезвоживания хорошо известны и особенно серьезны в самолетах. Изысканная концепция эпохи шестидесятых, когда бортпроводник приносит воду на подносе по заказу, устарела. У пассажиров должен быть самостоятельный доступ к воде и полезным закускам через диспенсеры или компактные торговые автоматы, даже если в самолете их всего один или два.
Хотят ли потребители платить за свое здоровье и жизнь? Некоторые компании даже не спрашивают, они просто принимают меры для безопасности водителей и пассажиров. BelkaCar, одна из крупнейших в России компаний по каршерингу, начала рассылать водителям карту с указанием их нарушений ПДД и надписью: «Мы за вас переживаем, водите осторожнее». Эта мера снизила количество дорожно-транспортных происшествий на 20%. Volvo и Tesla сделали автоматическое экстренное торможение стандартным много лет назад, не требуя от клиентов подсчитывать цену их жизни.
Некоторые из этих мер могут повысить прибыльность в дополнение к здоровью, а некоторые — «лишь здоровье» хотя бы в краткосрочной перспективе. Но во всех случаях принимать во внимание влияние на здоровье означает и сохранение здоровья и жизней сегодня, и позиционирование компании в авангарде разработки транспорта будущего.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора