К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Измерение климата: какова цена «зеленой инфляции»

Фото Gustavo Basso / NurPhoto via Getty Images
Фото Gustavo Basso / NurPhoto via Getty Images
Актуальность решения экологических проблем планеты — горячая тема. Причина веская: если не принять меры в ближайшее время, в будущем наступит необратимая катастрофа. Но мотивирует ли призыв спасать планету прямо сейчас спонсоров — должностных либо состоятельных лиц? Вряд ли, считает советник Forbes по стратегии социального предпринимательства Ольга Паксон

Неопределенность в отношении сроков и масштабов экологических катастроф ослабляет мотивацию. «Скоро» — неубедительный срок. Один из классических приемов эффективного донесения информации — сделать абстрактное конкретным и доступным для тех, кто принимает решения.

Как выразить срочность более эффективно? Цена задержки, например, может быть выражена в терминах «покупательной способности» или «временной стоимости денег». Это указывало бы в числовом выражении, причем в идеале в виде ежегодной процентной ставки, насколько меньше пользы для окружающей среды может принести один доллар (с поправкой на инфляцию) через несколько лет по сравнению с тем же долларом сегодня. Этот показатель можно назвать «зеленой инфляцией». Отчеты и расчеты, связанные с изменением климата, многочисленны, но найти простую цифру непросто.

Играть за экологию: как видеоигры присоединяются к спасению планеты

 

В 2015 году Всемирный экономический форум в Давосе попытался оценить стоимость задержки мер по смягчению последствий изменения климата (на основе 16 исследований) следующим образом: (I) стоимость достижения заданной цели будет расти примерно на 40% за десятилетие, и (II) задержка, которая приводит к потеплению на 3 ºC по сравнению с доиндустриальным уровнем, может увеличить экономический ущерб примерно на 0,9% всемирного ВВП в год.

Составить формулу из этих двух компонентов нелегко: «сейчас» по сравнению с моментом потепления на 3 ºC, измерение за десятилетие по сравнению с измерением за год, стоимость достижения цели по сравнению с ущербом в виде процента ВВП, увеличение стоимости по сравнению с фиксированной цифрой. Сложно разобраться в этих показателях. И, что еще более важно, они не выражают срочности. Если цена задержки составляет 40% за десятилетие, это намного меньше, чем среднестатистическая 10%-ная ставка ежегодного роста мировых фондовых рынков. Соответственно, исходя из этих цифр можно прийти к выводу, что, по крайней мере в ближайшем будущем, решение проблем окружающей среды можно отложить на потом, а лучше инвестировать средства в неэкологические проекты. Этот вывод, по-видимому, далек от предполагаемой задачи исследований.

 

Сила леса: как лидер коренного народа победила нефтяную индустрию в борьбе за Амазонию

В более поздних отчетах сигнал тревоги звучит громче. В исследовании, проведенном Кентом Дэниелом из Колумбийского университета, Робертом Литтерманом из Kepos Capital и Гернотом Вагнером из Нью-Йоркского университета, опубликованном в журнале Академии наук США в октябре 2019 года, говорится, что задержки во введении ценообразования на выбросы CO2 повлекут за собой расходы, выраженные в устрашающих цифрах: «В грубом денежном выражении задержка всего на один год обходится обществу примерно в $1 трлн, пятилетняя задержка приводит к эквивалентным потерям в размере около $24 трлн, что сравнимо с серьезной глобальной депрессией. Десятилетняя задержка приводит к эквивалентным потерям порядка $10 трлн в год, что в сумме составляет примерно $100 трлн».

Основываясь на этом исследовании, возьмем состояние самого богатого человека в мире Джеффа Безоса и предположим, что он потратит все свое состояние на борьбу с изменением климата, но не сразу, а через 10 лет. В этом случае, даже если он выгодно инвестирует средства за это время, покупательная способность его сегодняшних $185 млрд с точки зрения решения проблем планеты уменьшится за этот период почти в 100 раз, примерно до $2 млрд. Шокирующий результат! Но не зашло ли это исследование слишком далеко в своих выводах или разница размоется с течением лет?

 

Бойтесь богатых филантропов, желающих изменить мир: за что критикуют экологические инициативы миллиардера Джеффа Безоса

Любая такая цифра приблизительна и обязательно будет сильно варьироваться в зависимости от предположений, на которых она основана. Но хотя планета нуждается в каком-то разумном измерении, для этой цели не нужна научная точность. Скорее нужен независимый обзор самых последних исследований и эффективная коммуникация со стороны авторитетных организаций, таких как ООН, Международный валютный фонд, Всемирный банк или Совместная министерская сессия G20 по климату и энергетике. Мир должен быть громко проинформирован о срочности новым, более конкретным способом. Нужна цифра или простая формула, наглядно иллюстрирующая скорость, с которой средства, не потраченные на решение экологических проблем сегодня, теряют свою ценность. Такая ставка «зеленой инфляции» поможет расшевелить политиков, миллиардеров, СМИ и общество в целом, продемонстрировав, что планета действительно не может ждать.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

30 самых экологичных компаний России. Рейтинг Forbes

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+