К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Власть над прогнозами: что будет с мировой экономикой, если ФРС не сможет удержать инфляцию в США

Фото Alex Wong / Getty Images
Фото Alex Wong / Getty Images
Цены на нефть и динамика мировых фондовых индексов в этом году во многом будут зависеть от того, удастся ли американскому регулятору сохранить контроль над среднесрочными инфляционными ожиданиями. Сейчас они выросли до самого высокого с 2008 года уровня, указывает управляющий директор Газпромбанк Private Banking Егор Сусин

По мере выхода американской экономики из карантина эксперты все чаще говорили о растущих инфляционных рисках. И не зря: данные за апрель 2021 года продемонстрировали резкое ускорение темпов роста цен — годовая инфляция ускорилась до 4,2%, что вдвое превышает целевое для Федеральной резервной системы (ФРС) США значение. Самые большие опасения вызвал резкий рост базовой инфляции (без учета расходов на энергию и питание), который составил 0,9% за месяц, что стало рекордным месячным приростом цен с 1981 года. Годовой максимум тоже впечатляет, такого — 3,0% год к году — не было с 1996 года. Рыночные ожидания годовой инфляции на ближайшие пять лет достигли максимумов с 2008 года. 

Отчасти ситуация была ожидаемой, весной 2020 года цены резко снижались на фоне локдаунов, и сейчас проявляется эффект низкой базы. Однако масштаб проблемы оказался сюрпризом и для рынка, и для регулятора. Мощные фискальные стимулы привели к тому, что располагаемые доходы американских домохозяйств существенно выросли — в первом квартале 2021 года они были в номинальном выражении на 18,6% выше уровня докризисного IV квартала 2019 года. Расходы же за этот период выросли всего на 1,9%, а у людей на руках сформировались огромные избыточные сбережения, которые сейчас можно оценить в $2,5 трлн. Одновременно мы видим резкое изменение структуры потребления, закрытость секторов услуг привела к тому, что американцы резко наращивают потребление товаров — по сравнению с докризисными временами оно выросло на 13,6%. Такие изменения характерны для многих стран, но в США беспрецедентные стимулы (государственный долг с декабря 2019 вырос на $4,9 трлн или 22% ВВП) спровоцировали особенно яркий перекос. 

Долговая пирамида: cмогут ли мировые регуляторы предотвратить новый кризис 

 

Главный вопрос сейчас (и для американского регулятора, и для перегретых мировых финансовых рынков): начался ли затяжной цикл ускорения инфляции, или мы видим локальный краткосрочный всплеск на фоне выхода американской экономики из ограничений? Если инфляция пришла всерьез и надолго, ФРС придется перейти к более жесткой политике, а любой намек на повышение ставок вызовет резкую коррекцию цен на активы.

На первый взгляд, инфляция сейчас растет из-за краткосрочных факторов — подскочившие доходы позволили американцам резко увеличить потребление товаров на фоне сбоя мировой торговли. Это уже привело к рекордному дефициту внешней торговли США и стало одной из причин роста цен на мировых товарных рынках. Но такая ситуация не продлится долго: по мере открытия экономики спрос будет смещаться в сектор услуг, а логистические проблемы уйдут, так что рост цен на товары должен замедлиться. 

 

Однако дальше подключится другой инфляционный фактор. Сектор услуг по мере открытия столкнется с дефицитом рабочей силы. Зарплату производственному персоналу, которая с конца 2019 года и так выросла на 9,6%, придется поднять еще. Сейчас 16,8 млн американцев получают антикризисные пособия по безработице, которые нередко выше их прежней зарплаты, — заманить их на работу не так просто. Понятно, что повышение зарплат создаст дополнительное инфляционное давление. 

Кончились патроны: почему льготная ипотека и другие меры стимулирования экономики исчерпали свой ресурс

Уже сейчас можно утверждать, что к концу 2021 года инфляция превысит 3%, что выше и текущих ожиданий экономистов (консенсус-прогноз экспертов Bloomberg — 2,6%), и ФРС (прогноз на конец года — 2,4%). Регулятору все сложнее будет контролировать инфляционные ожидания. Конечно, у ФРС есть мощные инструменты для противодействия инфляции, так же как у президента США есть ядерные боеголовки, вот только их применение дорого обходится. Сверхмягкая политика привела к тому, что все рынки активов (акции, облигации, недвижимость, сырье) перегреты и любое резкое ужесточение может создать неприемлемые риски для финансовой стабильности. Так что сейчас главное оружие председателя ФРС Джерома Пауэлла — риторика. С мастерством, достойным предшественников на этом посту, он должен убедить рынки и потребителей, что резкий рост инфляции — временная история. Но есть проблема — рынок знает, что у ФРС связаны руки и это создает риски «разъякоривания» инфляционных ожиданий. Многие факторы, которые сейчас толкают цены вверх, исчерпают себя уже в 2022 году, но при условии, что удастся сохранить контроль над среднесрочными ожиданиями игроков. 

 

До сих пор это удавалось сделать, хотя ожидания и выросли до максимумов за десятилетие. Но если ФРС постигнет неудача, экономику США ждет иррациональный рост спроса, «топливом» для которого могут стать $2,5 трлн избыточных сбережений. Мы только что видели панику и ажиотажный рост цен на бензин, вызванный кибератакой на американскую трубопроводную инфраструктуру. Представьте себе подобное, но на несколько порядков масштабнее. Это, конечно, из области крайних сценариев, но важно понимать, что источником высокой инфляции зачастую становилось именно иррациональное поведение потребителей. И никакие модельные прогнозы инфляции подобных процессов предполагать не могут по умолчанию. Если появятся хоть какие-то признаки подобного развития событий, ужесточение политики ФРС может стать неизбежным — с очевидными последствиями для мировой экономики, в виде синхронного падения стоимости широкого спектра активов. 

Если же смотреть на ситуацию рационально, то текущий всплеск инфляции имеет краткосрочную природу. ФРС продолжит балансировать, сохраняя мягкую политику и дожидаясь, когда локальный всплеск инфляции себя изживет на фоне постепенно затухающего роста спроса, сокращения фискальных стимулов и восстановления предложения. Но экономический рост в этом случае будет ниже, чем сейчас ожидают рынки. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+