Что известно о стрельбе в гимназии №175: репортаж Forbes из Казани
Утро 11 мая — первый учебный день после долгих майских выходных. Недалеко от гимназии №175 в Советском районе Казани в камеры видеонаблюдения попадает высокий молодой человек в черном плаще. У него на плечах рюкзак, в правой руке длинный продолговатый предмет, левой он машет проходящей мимо женщине. Она не отвечает ему и, кажется, даже не поворачивает голову. Спустя несколько минут он войдет в гимназию и начнет стрелять. Этот молодой человек — 19-летний Ильназ Галявиев, бывший ученик этой школы, который два месяца назад, по его собственным словам, понял, что он бог, а летом в нем «начал пробуждаться монстр». Именно это он расскажет следователям после задержания, убив девятерых человек и ранив более 20.
По словам очевидцев и комментариям правоохранительных органов, Галявиев зашел на территорию школы около 9:30 утра. Сначала он стрелял по зданию школы. Выстрелив в вышедшего ему навстречу 62-летнего охранника Мулланура Мустафина, Галявиев зашел в здание гимназии. Тревожную кнопку нажала вахтер. Больше охраны в школе не было. На госзакупках нет данных о тендерах на охрану школы.
«У нас окна выходят на школу. Я в этот момент разговаривал с сестрой. Время помню точно — 9:27. Дети начинают кричать. Я выхожу из дома, вижу соседей, которые собираются куда-то. Они говорят — «Террористы». Вижу, что к школе все сбегаются. Мы собрались и уехали отсюда», — рассказал Forbes один из выпускников школы. Первые звонки в полицию поступали именно от очевидцев. Первым был звонок от мужчины, который услышал выстрелы внутри школы, рассказал РБК источник в МЧС. Также звонили очевидцы, рассказывающие, что дети выпрыгивают из окон школы, и родители, которым смогли дозвониться учащиеся гимназии.
Что именно происходило в школе, до конца неясно. Очевидцы сообщали о взрывах. Один из детей, пострадавших при атаке, как передавал ТАСС, рассказывал, что от взрыва в его классе выбило окна. «Я была тогда в столовой на первом этаже. Я услышала взрывы, два взрыва. <...> Нам сказали эвакуироваться за пределы школы. Мы были в столовой, там был выход. Мы оттуда пошли, побежали», — рассказала «Медиазоне» ученица пятого класса. О том, что в здании школы была заложена бомба, которая взорвалась и привела к частичному обрушению стен, вечером рассказала журналистам уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова.
Водитель такси Хукмиддин Гадоев живет в одном из соседних со школой домов. Двое его племянников учатся в гимназии. Как рассказывали племянники Гадоеву, сначала их завели в классную комнату и попросили не выходить. Они, почувствовав запах дыма, подумали, что, возможно, произошла утечка газа, и начали закрывать полотенцами щели. Вышли они только в сопровождении полицейских, когда Галявиев был задержан.
«Сначала был хлопок. Я подошел к балкону. Потом услышал пять выстрелов. Были слышны крики детей, которые вырвались. Они кричали «Террористы!», «Убивают!» Потом приехала скорая, им начали оказывать первую медицинскую помощь. Их выводили на задний двор, где проходят уроки физкультуры», — рассказала Forbes выпускница школы, пришедшая на место трагедии.
Жительница ближайшего дома рассказала Forbes, как проходила эвакуация: «Все бежали к школе. Один ребенок рассказывал, что они прыгали из окна, их ловили. Учителя собрали детей за забором и стояли группами, ждали, пока родители их забирают, дети плакали. Родители бежали с работы, на такси очень многие приехали, с автобусов выбегало много, все бежали к детям». На многочисленных видео с камер близлежащих домов видно, как некоторые ученики действительно выпрыгивают из окон второго и третьего этажа.
Всего, по данным Минздрава, был госпитализирован 21 человек, в том числе 18 детей. Восемь школьников получили огнестрельные ранения, остальные были травмированы осколками стекла и при эвакуации. Двое детей находятся в крайне тяжелом состоянии.
Вечером 11 мая у Детской республиканской больницы (ДРКБ) по-прежнему много машин и сотрудников правоохранительных органов. Иногда во двор выходят врачи. В сумерках вокруг двух врачей стоят около десятка уставших взрослых. Как можно понять из разговора, увидеть детей им разрешили совсем недавно. «Она у вас — во!» — говорит врач, обращаясь к маме. И просит ее ехать домой поспать, настоятельно давая рекомендации остальным присмотреть и за мамой.
Из больницы выходит вторая мама. Родственники, ожидавшие ее снаружи, срываются и бегут к ней. Женщина виснет у них на руках и рыдает.
Большинство погибших — ученики 8 «А» класса. Шел ли Галявиев именно туда, пока неизвестно. Как вечером 11 мая заявил министр просвещения России Сергей Кравцов, вылетевший в Казань, явных мотивов у стрелка не было. В ходе допроса он говорил лишь, что понял, что всех ненавидит.
Галявиеву 19 лет. Он бывший студент четвертого курса колледжа ТИСБИ по специальности «программирование в компьютерных системах», в апреле был отчислен из-за академической задолженности. «За время учебы показал себя тихим и неконфликтным студентом. Всегда был опрятным и спокойным, уважительно относился к сокурсникам и преподавателям», — рассказали РБК в пресс-службе колледжа. Оружие, с которым Галявиев напал на школу, — ружье Hatsan Escort PS — было зарегистрировано на него официально. Лицензию, по данным советника главы Росгвардии и депутата Госдумы Александра Хинштейна, он получил 28 апреля. Такое же ружье было у напавшего на колледж в Керчи в октябре 2018-го Владислава Рослякова. Сразу после нападения на казанскую школу президент России Владимир Путин поручил проработать вопрос ужесточения правил оборота гражданского оружия.
4 мая Галявиев предположительно создал Telegram-канал «Бог», в котором написал о нападении на школу. В этом канале до нападения на гимназию было четыре сообщения, в том числе фотография стрелка. Сейчас он заблокирован.
Все опрошенные Forbes очевидцы не знали Галявиева лично. Те, кто общался с его выпуском, пересказывают, что он был тихим мальчиком, от учителей жалоб на него не было. Он выпустился из школы в 2017 году, окончив девять классов. Жил недалеко от школы, на улице Туганлык, 10. По информации источника РБК, он проживал на улице Брюсова.
Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч. 2 ст. 105 УК (убийство двух и более лиц). Расследование поручено следователям центрального аппарата ведомства. 12 мая объявлено в Татарстане днем траура. У школы появился стихийный мемориал, вечером почтить память погибших там собрались десятки человек.