В Думу внесен пакет явно предвыборных законопроектов. Они содержат три набора ограничений и санкций: запрет на участие в деятельности «нежелательной организации» за пределами России (например, в форме учебы на курсах для гражданских активистов), ужесточение уголовной ответственности за участие в «нежелательных организациях» и, наконец, главное — поражение в избирательных правах для участников и лиц, «причастных» к деятельности «экстремистских организаций».
«Иные лица»
Рассмотрим подробно поправки в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы…». Речь в нем идет о лишении права выдвигаться в качестве кандидатов гражданина, причастного «к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которой в законную силу вступило решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Понятие «причастный» дает широкий коридор для произвольных действий и оценок. Например: «ограничение распространяется на лиц, являвшихся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем структурного подразделения, заместителем руководителя структурного подразделения, членом, участником, работником экстремистской или террористической организации…». Потом идет предлог «или» — «или иным лицом, причастным к деятельности таких организаций (предоставлявшим денежные средства, имущественную, организационно-методическую, консультативную или иную помощь в целях осуществления соответствующей деятельности)».
Таким образом, речь может идти о ком угодно. Любой читающий эти строки может быть обвинен в том, что когда-то, скажем, побеседовал по телефону с кем-то из сотрудников штабов Навального (внесены в перечень террористических и экстремистских организаций), скажем, в дальнем сибирском городе. Вот вам и консультационная или иная помощь.
Ошибка сценария: почему думская кампания 2021 года не будет спокойной
Обратная сила
Законопроект предусматривает запрет избираться для руководителей организации, признанной экстремистской, оказавших организации помощь «в срок, начинающийся за три года до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации». Рядовые «причастные» теряют избирательное право, если как-то проявили себя за год до вынесения судебного решения.
То есть гражданину вменяется в вину то, что он оказывал некое содействие организации в период, когда еще никакой суд не признал ее экстремистской. Но в Конституции есть статья 54-я: «1. Закон, устанавливающий либо отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. 2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением…».
Законопроект эту конституционную норму совершенно откровенно игнорирует. Конечно, его авторы найдут какие-то оправдания. Скорее всего, они будут говорить, что «ответственность», о которой идет речь в 54-й статье Конституции, относится к нормам Уголовного и Административного кодексов. А в данном случае никакого лишения свободы или штрафов не предусматривается.
Но, разумеется, такая мера ответственности, как лишение пассивного избирательного права, — это серьезное наказание, которое применяется в случае неправомерного поведения гражданина. Речь тут идет о конституционной ответственности — именно она действует в рамках избирательного права. В статье 32-й Конституции есть исчерпывающий перечень оснований для такого лишения: признание гражданина недееспособным или его нахождение в местах лишения свободы по приговору суда. Но на Конституцию, похоже, уже не обращают внимания.
Большевики, помнится, ввели целую категорию лиц, лишенных избирательных прав, так называемых лишенцев. Сегодня появляется группа, в которую могут попасть сотни тысяч граждан. И границы ее совершенно размыты. Пока речь идет о лишении пассивного избирательного права. Приходить на избирательные участки «экстремистам» и их «сторонникам» можно. Но где гарантии, что новый пакет законопроектов не закроет и эту возможность? В конце концов, поправки, о которых мы здесь говорим, еще накануне внесения даже не обсуждались в экспертном сообществе.
Мнение редакции может не совпадать с позицией автора