Дать жару: какие выгоды от глобального потепления обнаружили экономисты для России
Выбросы углекислого газа меняют климат, отчего глобальная производительность труда и благосостояние падают, а рост ВВП замедляется. Но это усредненный результат. Отдельно взятые страны могут выиграть от глобального потепления климата, в их числе Канада и Россия, следует из опубликованного в феврале 2021 года рабочего доклада исследователей Принстонского университета Хосе Альвареса и Эстебана Росси-Хансберга «Экономическая география глобального потепления».
«Не только ради себя»: как Билл Гейтс продолжает борьбу с климатическими изменениями
Глобальный экономический ущерб от потепления можно оценить лишь приблизительно: он может оказаться как умеренным, так и разрушительным. А вот то, как скажется рост температуры на разных странах и территориях, уже сейчас определяется достаточно точно, утверждают исследователи. Чтобы оценить экономический эффект от загрязнения атмосферы, возможного введения глобального углеродного налога и других мер борьбы с выбросами, они построили прогнозную модель — своеобразный симулятор экономического развития на несколько столетий вперед. В нее исследователи заложили множество параметров, в том числе изменение стоимости добычи полезных ископаемых, рост миграционных, торговых и инвестиционных издержек, изменение численности и плотности населения и ряд других.
Налог на воздух: как забота об экологии превращается в инструмент торговой войны
Базовый сценарий предполагает, что никаких дополнительных по сравнению с текущим моментом мер по борьбе с потеплением в мире вводиться не будет. Авторы прогнозируют рост углеродных выбросов и температуры, а затем — возможные последствия: какой будет производительность труда, плотность населения и реальный ВВП в случае потепления и без него.
Что показал анализ
- Выбросы углекислого газа будут расти весь XXI век, достигнут пика в 2110 году, после чего начнут падать из-за истощения запасов и удорожания ископаемого топлива. Из-за этого глобальная температура к концу этого столетия вырастет на 5,3°C по сравнению с доиндустриальным уровнем (до середины XVIII века. — Forbes), к 2200 году — уже на 7,4°C, после чего надолго останется на 6-7°C выше доиндустриального уровня.
- Северные регионы будут теплеть быстрее: каждый 1°C роста глобальной температуры — это рост на 2,2°C около Северного полюса и всего на 0,5°C — на юге Африки. Если в первом полугодии 2000 года на 11% суши, в том числе на севере России, наблюдались температуры ниже минус 30°C, то к 2200 году таких территорий на Земле будет не больше 0,5%.
- Столкнувшись с неблагоприятными температурными условиями, люди и капиталы будут перемещаться в более холодные регионы. Россия может стать одной из таких точек притяжения. В целом к 2200 году более 600 млн человек переедут севернее из-за глобального потепления. При этом США, Европе и Японии отток жителей не грозит.
Энергетика Байдена: чем грозит России зеленый курс США
- Многие из северных регионов сегодня мало населены, их инфраструктура слабо развита, производительность труда низкая. Но по мере повышения температуры и притока мигрантов, инвестирующих в их развитие, положение таких территорий улучшится. К тому же на их экономике потепление сказывается сильнее: например, если в регионе температура января-июня составляет около минус 37,8°C, каждый 1°C ее роста приводит к росту производительности труда на 8,9%, говорится в исследовании. В жарких странах все наоборот: увеличение температуры ведет к обвалу производительности. «В некоторых районах Аляски, Севера Канады, Гренландии и cевера России производительность оказывается вдвое выше по сравнению со сценарием «без» глобального потепления, — отмечают исследователи. — В то время как в Бразилии, Африке, на Ближнем Востоке, в Индии и Австралии ситуация обратная».
- Холодные территории будут привлекать население, торговлю и инвестиции, но многое будет зависеть от величины сопутствующих издержек. Если цена переезда будет слишком высока, люди останутся дома. Для северных территорий риск представляет также рост стоимости инноваций, поскольку в этом случае перенос на них экономической активности будет становиться более затратным.
Трава у дома: какое будущее ждет рынок зеленых облигаций
- В конечном счете через влияние на развитие инфраструктуры и производительности труда потепление скажется на благосостоянии и экономическом росте, считают исследователи. В самых жарких регионах — Южной Америке, Африке, Индии и Австралии — благосостояние в 2200 году будет на 15% ниже, чем в сценарии «без потепления», в то время как на Аляске, севере Канады и в Cибири — на 14% выше. Аналогично потепление повлияет на реальный ВВП, лишь разброс между станами будет меньше: от минус 7% в сравнении со сценарием «без потепления» в жарких странах, до плюс 4% — в холодных.
- При любом развитии ситуации главными проигравшими от глобального потепления окажутся Центральная Америка, Бразилия, Африка и Индия. Сократить ущерб для благосостояния этих стран может введение глобального углеродного налога. Но это одновременно снизит и позитивный эффект для северных государств. Авторы видят выход в развитии субсидий на «чистое» производство, эффект на благосостояние от которых, по их расчетам, в зависимости от страны колеблется от положительного до нейтрального.
Российский эксперт: исследователи не учли особенности северных территорий
Выводы авторов поверхностны: они не учитывают особенности северных территорий, считает директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов Высшей школы экономики Георгий Сафонов. По его словам, cкорость роста среднегодовой температуры в Северном полушарии и России, в частности, гораздо выше, чем в среднем по миру. За 150 лет глобальная температура увеличилась на 1,1°C, а в России созданная в 1838 году гидрометеостанция в Барнауле зафиксировала рост температуры с момента своего создания на 3,5°C. Арктические районы теплеют еще быстрее: по прогнозам, до конца столетия температура там вырастет на 8-12°C.
Угроз и рисков для России от потепления гораздо больше, чем выгод, уверен эксперт. В зоне вечной мерзлоты у России расположена огромная нефтегазовая инфраструктура. «В принципе, [она расположена] на сваях, которые были построены 50-60 лет назад и не были рассчитаны на таяние, — продолжает Сафонов. — Это означает, что техногенные катастрофы, спровоцированные потеплением в районах вечной мерзлоты — наше будущее».
Прошлый год запомнился катастрофой в Норильске. Но, по словам Сафонова, который ссылается на данные Минприроды, каждый год в России случается больше 17 000 нефтепроводных аварий. Замена этой инфраструктуры требует гигантских вложений, в то время как доходы от добычи полезных ископаемых будут снижаться, рассуждает Сафонов. Крупнейшим компаниям грозят убытки вплоть до потери бизнеса, уверен он: например, у «Гапрома» в зоне вечной мерзлоты расположено 89% активов, у «Лукойла» — 46%. Россия в этой зоне добывает 90% газа, 30% нефти, 100% палладия и 90% алмазов, поэтому потепление может сказаться на финансовых показателях и капитализации ее сырьевых компаний уже в ближайшей перспективе, утверждали аналитики Morgan Stanley.
Спасти Кирибати: кто пострадает от глобального потепления
Вице-президент по стратегическому развитию «Лукойла» Леонид Федун в прошлом году предупреждал, что потепление Арктики грозит России экологической катастрофой. Таяние вечной мерзлоты к 2050 году может привести Россию к финансовым потерям на уровне 8,5% ВВП, а возможно и выше, оценивал завкафедрой метеорологии и климатологии географического факультета Московского государственного университета Александр Кислов. В то же время гендиректор «Газпром нефти« Александр Дюков считает, что риски для проектов компании в арктической зоне из-за глобального потепления при правильной организации работы можно свести к нулю. Его заместитель Вадим Яковлев утверждал, что при проектировании объектов в условиях вечной мерзлоты учитываются возможные изменения среднегодовых температур: за пять лет — потепление на 1°C, а за 25 лет — на 5°C. Forbes направил запрос в «Газпром».
Но потепление действительно спровоцирует волны миграции, согласен Сафонов. Уже сегодня более миллиарда жителей планеты сталкиваются с недостатком и плохим качеством воды, а если к 2050 году температура вырастет на 3°C, их станет более трех миллиардов. Среди соседей России проблемы с питьевой водой могут испытать Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, частично Казахстан. Но тяжелее всего придется жителям Южной Азии — Бангладеш, Индии, Шри-Ланки, где живут сотни миллионов людей. Население России, по реалистичным прогнозам, к 2050 году составит около 120 млн человек. Если в нее приедет хотя бы 10 млн человек из Южной Азии, это может породить серьезные социальные, экономические и политические конфликты, предупреждает Сафонов. Решения этой проблемы, по его словам, на сегодняшний день не найдено.
Контекст
Россия в 2019 году ратифицировала Парижское соглашение по климату, которое предполагает сокращение выбросов парниковых газов и выделение развивающимся странам $100 млрд в год для решения экологических проблем. Агентство Bloomberg при этом писало, что президент Владимир Путин решил ратифицировать соглашение, в том числе из-за лоббизма со стороны лидеров Германии, Франции и стран Скандинавии и «холодного экономического и политического расчета». Cам он, писал Bloomberg, скорее разделяет точку зрения экс-президента США Дональда Трампа, в 2017 году объявившего о выходе из соглашения, поскольку оно грозит стране потерей миллионов рабочих мест. Действующий президент США Джо Байден подписал указ о возвращении страны в соглашение.
30 самых экологичных компаний России. Рейтинг Forbes