Построение эффективной системы исполнительной власти в России имеет определенную историю. С начала 2000-х годов в стране проводились комплексные реформы системы государственного управления: административная реформа, бюджетная реформа, реформа государственной службы, построение электронного правительства и информационного общества, реформа контрольно-надзорной деятельности, «регуляторная гильотина» и другие.
Ключевым бенефициаром обозначенных реформ и других крупных государственных программ и проектов государство видит общество, граждан и бизнес. И на сегодняшний день можно констатировать, что в этом направлении достигнуты заметные результаты. Например, за 15 лет уровень комфорта при получении государственных услуг возрос многократно; многочисленные электронные сервисы (запись к врачу, онлайн-голосования, направление жалоб и обращений через интернет и др.) стали неотъемлемыми элементами повседневной жизни людей; внедрение риск-ориентированного подхода и цифрового контроля значительно облегчает жизнь добросовестного бизнеса при осуществлении контроля со стороны государства.
Однако большая часть всех позитивных преобразований до настоящего момента была сфокусирована на изменении формы и каналов взаимодействия различных акторов с государством, а также государственных органов и организаций между собой. Это, безусловно, важный шаг. Но он первый на длинном пути к эффективному клиентоцентричному государству.
Объявленная председателем правительства России Михаилом Мишустиным в конце прошлого года реформа госаппарата должна стать началом качественно нового этапа преобразования системы государственного управления. Так как ресурс успеха за счет повышения скорости и комфорта взаимодействия исчерпан, пришло время менять сами процессы управления, а не форму старых процессов управления, переводя их в электронную форму. В этом как раз состоит разница между информатизацией и цифровизацией системы управления.
Кроме того, система государственного управления должна перестать быть зацикленной на себе. Качественно новая система должна быть ориентирована во вне, на внешнюю для себя среду или, говоря языком коммерческих компаний, на своих клиентов, то есть общество, граждан и бизнес.
И здесь опыт коммерческих компаний показателен для государственного сектора. Одними из самых быстроразвивающихся компаний цифровой экономики являются операторы многочисленных цифровых платформ. Как известно, такие компании не являются производителями и владельцами товаров или услуг, которые они предлагают на рынке, а успех платформ зависит в первую очередь от их пользователей, то есть продавцов и покупателей товаров или услуг. Поэтому успешно развивающиеся компании — операторы платформ максимально ориентированы на внешнюю для компании среду, а не внутренние управленческие и производственные процессы. Фокус компаний — операторов платформ на внешнюю сторону деятельности отражается на численности сотрудников таких компаний. По сравнению с производственными компаниями она более чем скромная. При этом на аналитический блок и разработчиков новых сервисов приходится значительная доля сотрудников. Например, на конец 2019 года общая численность сотрудников компании «Яндекс» составила немногим более 10 000 сотрудников, из них почти 6000, или 57%, связаны с разработкой продуктов и сервисов. При этом выручка компании в 2019 году превысила 189 млрд рублей.
Цифровой Левиафан: как политика влияет на развитие технологий
Судя по первым объявленным на днях результатам реформы госаппарата, правительство Михаила Мишустина пошло по похожему пути. Государству неизбежно придется адаптироваться под новые условия цифровой экономики, и чем раньше произойдет переосмысление происходящих процессов и роли государства в них, тем больше выиграет общество. В этом смысле процесс сокращения численности «производственного» блока государственного аппарата, который являлся движущей силой правительств индустриальной эпохи, и усиление аналитического и экспертного блока, который призван стать основой правительств цифровой эпохи, являются неизбежным процессом.
В основу предпринимаемых правительством преобразований должны быть положены объективно существующие тренды. В частности:
- высокий спрос граждан, бизнеса и общества на оперативную, актуальную и качественную информацию, которой обладает государство, и понимание приоритетов государственной политики;
- персонифицированный и комплексный подход при оказании государственных услуг гражданам;
- облегчение регуляторной среды для ведения бизнеса, «невидимое» для добросовестного бизнеса государство;
- обратная связь и вовлечение граждан и бизнеса в реальные процессы принятия решений.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции