Конституционный суд (КС) Украины оказывается в центре общественного внимания не так уж часто. Как правило, даже интересующийся политикой украинец затрудняется сходу назвать фамилию его председателя. И все же иногда КС вдруг резко вмешивается в политическое развитие страны. Так было в 2010 году, когда после победы на президентских выборах Виктора Януковича суд просто отменил действующую Конституцию, вернув ее предыдущую редакцию с гораздо большими полномочиями президента. Так случилось и в 2020-м, когда судьи одним решением едва не перечеркнули антикоррупционную реформу, и президент Владимир Зеленский вступил в затяжную борьбу с председателем Конституционного суда. Очередная развилка в этом конфликте ожидается в ближайшие дни.
«Корыстное» решение
Противостояние началось еще осенью. В конце октября судьи признали неконституционными отдельные положения антикоррупционного законодательства. В частности, публичный доступ к реестру деклараций доходов и имущества госслужащих, мониторинг образа жизни декларантов, уголовную ответственность за недостоверное декларирование.
Введенное несколько лет назад обязательное электронное декларирование для чиновников, депутатов, судей стало стержнем антикоррупционной реформы и считалось достижением гражданского общества. Неудивительно, что блокировка доступа к реестру деклараций и закрытие уголовных дел по соответствующим статьям вызвали всплеск общественного недовольства. Резко отреагировали США и Евросоюз. Украинское руководство получило недвусмысленные сигналы о возможной приостановке безвизового въезда граждан в страны ЕС и усложнении сотрудничества с МВФ.
Двойной тупик: почему вновь разгорается конфликт в Донбассе
В Национальном агентстве по предотвращению коррупции (НАПК), которое занималось проверкой деклараций, заявили, что судьи приняли решение в собственных корыстных интересах: якобы двое членов КС внесли в свои декларации недостоверные сведения и придумали, как избежать ответственности. Одним из них оказался председатель Конституционного суда Александр Тупицкий.
Президенту был брошен серьезный вызов. Зеленский созвал экстренное закрытое заседание Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) и добился того, что реестр электронных деклараций вновь заработал, а в Верховную Раду поступил законопроект, признающий решение КС «ничтожным, поскольку оно принято судьями Конституционного суда Украины в условиях реального конфликта интересов». Законопроект также предписывал прекратить полномочия состава КС, действовавшего на момент принятия спорного решения, и начать процесс отбора новых судей.
Впрочем, почти сразу же стало ясно: такой проект не поддержит даже подконтрольное президенту парламентское большинство. Уволить конституционного судью, лишить его статуса по закону могут только коллеги — собрание судей КС. Чтобы избежать поражения в Раде, Зеленский обратился за экспертизой в Венецианскую комиссию, консультативный орган по конституционному праву при Совете Европы, а депутатов попросил отложить голосование до вердикта «венецианцев». Европейские правоведы, с одной стороны, подтвердили, что решение КС «не имеет четкой аргументации, не имеет твердой основы в международном праве и, возможно, было запятнано серьезной процедурной ошибкой — нерешенным вопросом о конфликте интересов некоторых судей». Тем не менее, лишать судей полномочий Венецианская комиссия не позволила — наоборот, рекомендовала не заполнять имевшиеся в КС вакансии до усовершенствования процедуры отбора конституционных судей. Такая позиция не давала Зеленскому возможности взять верх над оппонентами в мантиях — необходимо было зайти с другой стороны.
Отстранен по подозрению
В конце декабря журналисты телепрограммы «Схемы» опубликовали запись разговора Александра Тупицкого с донецким бизнесменом Владиславом Дрегером. В разговоре, состоявшемся в 2018 году, Тупицкий убеждает Дрегера не давать свидетельских показаний по одному уголовному делу, а также прямо говорит, что хотел бы получить вознаграждение за улаживание бизнес-конфликта, в который вступил его собеседник. Через несколько дней Тупицкого вызвали в Офис генерального прокурора Украины, чтобы предъявить подозрение (аналог обвинения в украинском законодательстве. — Forbes), но вызов судья проигнорировал, а президент вновь собрал СНБО и отстранил председателя КС от должности судьи на два месяца. Разумеется, и это решение не очень-то соответствовало украинскому законодательству, хотя сторона президента и поясняла, что ни об увольнении судьи, ни о лишении его полномочий речи не идет — только временное отстранение в связи с возникшими подозрениями.
«Конституция Украины не наделяет президента правом отстранения от должности судью КСУ», — прокомментировали в суде. Тем не менее, сотрудники Управления государственной охраны перестали пускать Тупицкого на работу. Тот резонно заявил, что отстранен только от исполнения обязанностей судьи, но не от функций председателя суда, а для их исполнения должен попасть на рабочее место. В итоге работать председателю пришлось дистанционно, что, в принципе, предусмотрено на период действия карантина.
В феврале НАПК составило на Тупицкого два административных протокола: как выяснили журналисты, в 2018 году он стал владельцем земельного участка в крымском поселке Кореиз, причем оформил приобретение, естественно, по российскому, а не по украинскому законодательству. А потом не отразил участок в своей декларации.
За неделю до истечения двухмесячного срока отстранения судьи от должности президент продлил срок отстранения еще на месяц. Следующий шаг оказался еще более решительным: Зеленский отменил своим указом указы «позапрошлого» президента о назначении двух судей КС: Александра Касминина и Александра Тупицкого. За без малого 30 лет украинской независимости такого еще никто не делал.
Как обмен заключенными позволит России избежать новых санкций и ослабить старые
В ответ Тупицкий созывает на 12 апреля специальное заседание КС (в котором вряд ли сможет принять участие — по крайней мере, очно) и оспаривает указы президента в отношении себя в Верховном Суде Украины. Зеленский, тем временем, готовится на днях объявить конкурс на два «освободившихся» судейских места.
Юридический конфликт может обернутся полноценным политическим кризисом, который Зеленскому сейчас совсем некстати, учитывая ситуацию вокруг Донбасса. Но спор может и затянуться на долгие месяцы, а в мае 2022 года истечет срок полномочий Александра Тупицкого — судьи КС Украины назначаются на девять лет без права повторного назначения. Возможно, именно на этом и построен тактический план президента. Вот только удары, нанесенные правовой системе страны противостоянием «ветвей власти», могут привести к скорым и тяжелым последствиям.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции