К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Осеннее обострение: россияне чаще других находят у себя симптомы коронавируса

Фото Станислава Красильникова / ТАСС
Фото Станислава Красильникова / ТАСС
Во время второй волны пандемии коронавируса россияне видят больше рисков заразиться и меньше опасаются за свое финансовое положение, чем во время весеннего пика, свидетельствуют данные глобального опроса, проведенного через Facebook. Результаты исследования американских университетов Карнеги-Меллона и Мэриленд совпадают с данными российских опросов. Согласно исследованию, выяснилось, что россиянам и украинцам чаще, чем жителям европейских стран, кажется, что у них COVID-19
Доля россиян, обеспокоенных состоянием своего здоровья из-за пандемии коронавируса, осенью оказалась выше, чем во время весеннего пика заболеваемости: на начало ноября жители страны самостоятельно находили у себя симптомы, по их мнению, характерные для COVID-19 и использовали маски чаще, чем во время первой волны, свидетельствуют данные, опубликованные американским Университетом Мэриленд по результатам глобального опроса пользователей Facebook, который он совместно с Университетом Карнеги — Меллона проводит ежедневно с 24 апреля 2020 года. Тот же опрос показал, что финансовые риски сейчас волнуют россиян меньше, чем весной. Аналогичные тенденции зафиксировали последние опросы «Левада-Центра» и ФОМ.

Самодиагностика и изоляция

Опрос начали проводить в конце апреля, когда в странах Западной Европы первая волна пандемии коронавируса шла на спад. В России же пик заболеваемости первой волны пришелся на середину мая. Однако если количество выявляемых случаев заболевания COVID-19 в России впоследствии снизилось, а осенью вновь перешло к росту, доля респондентов, которые фиксируют у себя сопутствующие коронавирусу симптомы, если верить данным опроса, все это время продолжала расти. В сентябре-октябре ее рост резко ускорился: в начале ноября о похожем на коронавирус заболевании сообщали 5,65% российских пользователей Facebook. Доля пользователей, сообщивших о симптомах гриппа, растет практически такими же темпами.

Масками пользуются в среднем около половины опрошенных россиян, однако в октябре доля таких граждан стала стремительно расти и к концу месяца превысила 70% — сейчас она выше, чем во время «первой волны». Дисциплинированнее других носят маски испанцы и итальянцы — страны, где особенно сильно пострадали от пандемии коронавируса. За ними следуют жители Франции и Германии. А вот большинство граждан Великобритании, если верить опросу, маски не носили, но с начала августа резко изменили свое поведение — как раз когда власти страны ужесточили масочный режим. Шведы маски практически игнорируют, но от них и не требуют их носить.

 

Жители всех стран, включая Россию, осенью стали снижать количество контактов с людьми, не живущими с ними. Активно контактирующих с посторонними людей меньше в Испании, Италии, Франции и Великобритании — во всех четырех странах весной вводился строгий локдаун. В России строгие ограничения действовали далеко не во всех регионах, граждане контактируют с посторонними в среднем так же активно, как жители Швеции, где локдауна не было совсем.

В части симптомов опрос замеряет скорее настроения людей, чем их состояние здоровья, считает социолог «Левада-центра» Ольга Караева. Динамику самой эпидемии опрос не фиксирует, согласен директор по исследованиям Data Insight Борис Овчинников: в России в августе было затишье, а сейчас рост числа зараженных больше, чем на графике, в европейских странах сейчас мощные вспышки заболеваемости, которых в данных нет. Судя по всему, шум в данные вносят изменения в способах привлечения участников опроса и вызванные этим колебания в составе выборки, предполагает он. Проблем со взвешиванием данных нет, в этом смысле собранные данные не искажены, размер выборки более-менее стабилен в начале пандемии коронавируса и сейчас, замечает социолог «Левада-центра» Ольга Караева. В то же время в России Facebook представлен плохо, это самая непопулярная социальная сеть в стране, добавляет она. «Опрос похож на измеритель паники. Можно с осторожностью сказать, что сейчас она сильнее, чем во время первой волны — но на основании этих данных нельзя однозначно сказать одинаково ли она свойственна всем группам населения», — отмечает эксперт.

 

Тревога по поводу финансов снизилась

Тревога по поводу состояния собственных финансов в ближайшем будущем с мая снижалась у жителей всех стран, однако в среднем россияне и также украинцы беспокоятся по этому поводу значительно больше жителей Западной Европы: около половины из них до сих пор не уверены в своих финансовых перспективах. Увереннее всех смотрят в будущее жители Швеции: весной, на пике обеспокоенности, за свое финансовое положение переживали не более 20% жителей страны.

Об улучшении настроения россиян по поводу своего финансового положения говорят и данные российских опросов. Так, измеряемый «Левада-центром» индекс потребительских настроений в марте был на уровне дефолта 1998 года, а по последним данным россияне демонстрируют оптимизм, говорит Караева. По данным ФОМ, в апреле более половины россиян сообщали о снижении собственных или семейных доходов, в сентябре доля таких россиян снизилась до 42%.

Как собираются данные

Участие в исследовании принимают жители более 200 стран и территорий, при этом данные о жителях США собирает Университет Карнеги — Меллона, данные о жителях других стран — Университет Мэриленд, говорится в методологии исследования. В числе прочих вопросов, у респондента уточняют, у скольких членов его семьи наблюдаются симптомы, похожие на симптомы коронавируса. На основе полученных ответов исследователи рассчитывают долю жителей региона, которые на ту или иную дату страдали либо «COVID-подобным заболеванием» (лихорадка с кашлем, одышкой или затрудненным дыханием) либо «гриппоподобным заболеванием» (лихорадка с кашлем либо болью в горле).

 

В глобальную выборку опроса попадают активные пользователи Facebook в возрасте от 18 лет и старше, использующие приложение на одном из 55 поддерживаемых в нем диалектов. Это необходимо, чтобы анкета была полностью переведена на язык респондента и понятна ему, поясняют исследователи. На конец второго квартала 2020 года у Facebook по всему миру было около 2,7 млрд активных пользователей в месяц. В России, по данным Mediascope, количество активных пользователей социальной сети в апреле-августе колебалось в пределах 35,8-42,5 млн.

Facebook ежедневно приглашает новую группу пользователей принять участие в опросе: они видят приглашение в верхней части своих новостных лент. Выборка для опроса — случайная стратифицированная, на основе административных границ между странами и территориями. Внутридневная выборка респондентов в России в среднем составляет около 1500 человек. Пользователь может получить повторное приглашение пройти опрос спустя несколько недель или месяцев после заполнения анкеты: в регионах с низкой плотностью населения один и тот же респондент попадает в выборку раз в месяц, в регионах с высокой плотностью — каждые два-шесть месяцев. Собранным ответам присваиваются «веса» в зависимости от половозрастной структуры страны (по прогнозу ООН 2019 года) и плотности населения той или иной территории.

Рост во время чумы: какие предприятия увеличили выручку в период пандемии

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+