Ночь. Полная луна. Резкий гудок тепловоза. Слепящие фары. Солидно прогрохотав мимо толпы, локомотив останавливается. На его задней подножке стоят трое — соавтор перформанса художник Федор Павлов-Андреевич, Ирина Седых, возглавляющая попечительский совет фонда «ОМК-Участие», и 87-летний Эрик Булатов, прилетевший из Парижа на личном джете владельца ОМК Анатолия Седых. После кратких приветственных речей начинается собственно действие, которое авторы назвали «Машинной рапсодией». Десятиметровая стальная труба — типа той, которую ОМК поставлял для «Северного потока», — подвешена на огромном кране. По ней мерно бьют три колеса для железнодорожных вагонов — также продукция ОМК. Врубаются мощные прожектора. Лязгает бульдозер. Шеренга заводских автобусов слепит собравшихся фарами и оглушительно сигналит.
Русский бизнес, который когда-то шокировал размахом своих вечеринок в Куршевеле, все чаще обращает внимание на так называемые территории присутствия.
Стой, иди на завод: как в Выксе металлургам показывают Эрика Булатова
Мы говорим об этом с одним из гостей перформанса, Романом Троценко, гуляя по старому усадебному парку Баташевых в центре Выксы: аккуратные дорожки, модный парковый арт, меланхоличная беседка над прудом. «Я был здесь первый раз лет 20 назад. Это была ужасающая дыра», — признается Роман. С тех пор в городе многое изменилось. Выкса еще со времен Баташевых — металлургических олигархов XVIII века — обычный моногород. Пока примеров благоустройства городов силами градообразующего предприятия в России немного. По наблюдениям Троценко, этот тренд стал формироваться с 2014 года, когда геополитическая обстановка вынудила предпринимателей обживаться на своей земле. Хвастать лодками уже не комильфо, полагает он.
Впрочем, видеть в этом исключительно принуждение к патриотизму не совсем верно. Растущая автоматизация производства требует кадров совершенно нового качества. Их удержание и мотивация — головная боль любого индустриального предпринимателя. Благоустройство городских пространств, забота об экологии, уличный и промышленный арт, которыми Выкса славилась и прежде, — филантропия лишь отчасти.