Победа «томского пациента»: как Навальный изменил политический ландшафт на последних выборах
То, что протесты в России вышли далеко за пределы Москвы, понятно давно. Однако итоги выборов 13 сентября свидетельствуют о том, что столичная оппозиция научилась конвертировать народное недовольство в электоральные победы. Поражение единороссов на выборах в горсоветы сибирских городов, а также победы руководителей местных штабов Навального, которые займут сейчас депутатские кресла и получат депутатские полномочия, стали главной новостью прошедшего Единого дня голосования.
После этого результата можно не сомневаться, что на думских выборах будущего года Алексей Навальный сможет опрокинуть кандидатов-единороссов как в столице, так и в других городах страны. Да, есть проблема «лепестковой нарезки» думских округов, благодаря которой власть получит возможность утопить городское протестное голосование с помощью сельского админресурса, однако в сельской местности живет лишь четверть россиян, и этого ресурса может не хватить.
Конечно, Навальному придется сильно потрудиться — объехать в ходе кампании большинство округов и выпустить фильмы, подобные тем, что он сделал про Новосибирск и Томск — однако нерешаемой данная задача не является. Следует принять во внимание и фактор «Новичка», — его тоже нужно учитывать. Люди, испугавшиеся Навального в августе 2020-го, еще больше будут бояться его в 2021-м. Решатся ли они еще на одну попытку — вот в чем вопрос.
Для оппозиции думская кампания в любом случае не будет легкой прогулкой. Об этом говорят победы кремлевских ставленников на губернаторских выборах. Ведь даже столь откровенно слабые кандидаты как врио губернатора Иркутской области Игорь Кобзев, действующий губернатор Пензенской области Иван Белозерцев или врио главы Пермского края Дмитрий Махонин смогли победить в первом туре. Этот успех властей подтвердил прошлогодний тренд: если не выдвигать губернаторов с высокими антирейтингами, то в условиях тотальной зачистки конкурентов и колоссального напряжения административного ресурса на протяжении всех трех дней голосования те пока еще вполне могут побеждать. Радикально этот факт ничего не меняет, но его нужно иметь в виду.
Кроме Навального, в выигрыше оказались КПРФ и «Новые люди». Коммунисты набрали больше, чем во время предыдущего избирательного цикла в тех же регионах и хорошо выступили в городах. Вопреки беспрецедентному по своей силе давлению административного ресурса они смогли, например, провести четырех одномандатников в гордуму Краснодара — при том, что до этого у них там не было ни одного. «Новые люди» организовали сильную полевую кампанию и победили вполне заслуженно. В отличие от партии Захара Прилепина, риторика которого явно выходит из моды, нечаевцы со своей правой идеологией, наоборот, попали в запрос. По мере падения популярности режима последняя становится все более привлекательной и приобретает все больше сторонников. Если «Новые люди» продолжат в том же духе, то в следующей Думе скорее всего вновь появится правая партия — впервые с начале 2000-х, когда там работала фракция СПС во главе с Немцовым.
Ну и последнее. Реальная — неадминистративная — явка в эти дни была очень низкой. Избиратель не верит в выборы и не хочет в них участвовать. Это плохой сигнал для властей, ведь он означает, что антисистемные настроения крепнут. Если люди не идут на участки, они начинают выходить на улицы, а массовый уличный протест — это очень плохой фон для думской кампании.
К тому же надо понимать, что бесконечно долго пребывать в пассивном состоянии избиратель не будет. Как только он почувствует надежду, он бросится на участки. И вряд ли он будет голосовать за вчерашний день в лице «Единой России». Внушить надежду — как раз это и станет главной задачей оппозиции в следующем году.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции