Закрывать или не закрывать стройки? А метро? Разрешить ли людям пробежки в парках? Еще полгода назад невозможно было поверить, что перед главами государств и городов встанут такие вопросы. Пандемия изменила очень многое. Люди впервые увидели пустыми улицы никогда не спящих мегаполисов. Когда прошла паника, связанная с быстрым распространением вируса, городские власти стали задумываться, как можно во благо использовать сложившуюся ситуацию.
1. Попытаться избавиться от толчеи в общественном транспорте
Милан, Италия
Италия постепенно выходит из режима карантина. Власти одного из самых пострадавших городов, Милана, разработали ряд мер, чтобы сгладить переход города из одного состояния в другое. Как пишет издание CityLab, мэр Милана Беппе Сала решил бороться с толчеей в общественном транспорте, которая, возможно, сыграла решающую роль в распространении вируса.
Бороться предлагается так. Во-первых, в автобусах и метро на полу нарисуют круги, которые будут указывать, на каком расстоянии друг от друга пассажирам следует держаться. Во-вторых, мэр поставил цель снизить число ежедневных поездок в метро с докризисных 1,4 млн до 400 000. Он даже готов закрывать станции в часы пик, чтобы не допускать скопления людей. В-третьих, мэр предложил миланцам ввести более гибкий распорядок дня. Дети будут ездить в школу не в одно и то же время, а в промежутке с 8 до 10 часов, то же касается учреждений. Магазинам предложили работать подольше. Тем, кто может трудиться из дома, нужно оставаться в своих стенах. Менять привычки придется всем.
2. Возобновить планы прокладки метро, у которых есть влиятельные противники
Лос-Анджелес, США
Из-за пандемии и карантина загруженность дорог в Лос-Анджелесе снизилась более чем вдвое. Городской совет решил воспользоваться этим и 31 марта временно закрыл для проезда часть бульвара Уилшир, одной из главных улиц города. Несмотря на карантин, здесь начались активные строительные работы: вдоль бульвара прокладывают продолжение «Фиолетовой» ветки метро (Purple Line) от станции «Уилшир» до станции «Вествуд».
Чтобы приступить к работам на этом участке, метростроевцам Лос-Анджелеса понадобилось более 35 лет. Еще в 1985 году планы удлинения ветки натолкнулись на сопротивление местных жителей, в том же году после взрыва в магазине одежды территорию вокруг средней части бульвара Уилшир признали местом близкого залегания метана и запретили строить там тоннели. Ярым противником нового метро был конгрессмен Генри Ваксман, он и пролоббировал запрет.
В середине 2000-го бульвар перестал справляться с потоком машин, и победивший на выборах мэра в 2005 году Антонио Вильерайгоса сделал строительство метро в Беверли-Хиллз главным пунктом своей программы. Конгрессмен Ваксман добился теперь уже отмены запрета бурить тоннели в «метановых слоях». Началась глубокая проработка проекта, его стоимость за 2008–2018 годы выросла вдвое, до $8,2 млрд.
Но тут возникла новая точка сопротивления. Лиза Корбатов, глава учебного округа Беверли-Хиллз, куда входит в том числе единственная в округе средняя школа, заявила, что бурение тоннелей под территорией школы, в «метановых слоях», может повлиять на здоровье детей. Кроме того, у школы были планы на застройку прилегающего участка, а развертывание стройплощадки им бы помешало. Корбатов подавала на метрополитен в суд, организовывала петиции в адрес президента Дональда Трампа и выводила на акции протеста учеников. Иски рассматриваются долго. В 2018-м ревизоры выяснили, что на суды с метрополитеном Корбатов потратила $15,7 млн из средств учебного заведения.
Неизвестно, какая часть населения района ее поддерживает. Так или иначе, воспользовавшись тем, что из-за карантина улицы опустели, весной 2020 года транспортники приступили к строительству на вызывающем споры участке.
3. Нарисовать велосипедные дорожки
Берлин, Германия
Трафик в Берлине во время карантина снизился на 40%, и этим воспользовался руководитель департамента дорог и парков берлинского района Фридрихсхайн-Кройцберг Феликс Вайсбрих. Под предлогом того, что многие ездят на работу на велосипеде и нужно заботиться об их здоровье, он распорядился нанести на дороги временную разметку для велосипедистов, а существующие дорожки расширить, пишет Deutsche Welle. Велосипедисты должны иметь возможность соблюдать дистанцию в полтора метра друг от друга, считает чиновник.
Берлин не столь дружелюбен к велосипедистам, как Амстердам или Копенгаген, автомобильное лобби здесь довольно сильное. Районные парламенты могли бы опротестовать инициативу, но в период самоизоляции бюрократические процедуры проходят медленно, а Вайсбрих сделал все очень быстро. Пока дорожки рассматриваются как временная мера в эпоху пандемии, но, по мысли их создателя, могут и остаться.