Главный храм вооруженных сил слишком явно отличается от прочего церковного новостроя. Все уже привыкли, что новые православные храмы — это в лучшем случае стилизации под Византию, псковско-новгородскую архитектуру, московское узорочье и т.п., а в худшем — и такого много понастроено — вполне постмодернистское цитирование различных стилей без всякого понимания предназначения храма, организации храмового пространства и его символики. На самостоятельные архитектурные и дизайнерские решения архитекторы за редким исключением не способны, да и заказчики этого не требуют. Главное, чтобы было «традиционно», богато и пафосно.
Храм вооруженных сил — это тоже очень пафосно и очень богато. Однако в смелости заказчикам и архитекторам не откажешь. Они постарались нагрузить храм различными смыслами, как явными, так и тайными. Однако тайные смыслы относятся не к тайнам богопознания и богообщения, а к формальным датам и календарным значениям. Без дополнительных пояснений этот квест вряд ли смогут разгадать даже ведущие специалисты по литургическому богословию.
Почему диаметр барабана главного купола 19 метров 45 сантиметров? Правильный ответ: в честь окончания Великой Отечественной войны в 1945 года.
Почему высота малых куполов 14 метров 18 сантиметров? Правильный ответ: 1418 дней и ночей длилась война 1941-1945 годов.
Почему в иконостасе храма 48 икон? Правильный ответ: по числу месяцев боевых действий в Великой Отечественной и советско-японской войн.
Почему площадь мозаики в интерьере главного храма составляет 2644 квадратных метров? Правильный ответ: это число полных кавалеров Ордена Славы.
Другими словами, архитекторы всеми силами стремятся показать, что храм строится для утверждения и пропаганды вполне земных — идеологических — ценностей: прославления воинского героизма и памяти об истории военных побед. Эта довольно коварная подмена смыслов прослеживается и в других элементах архитектурного проекта и убранства храма.
Тема победы, если разобраться с ее богословским содержанием, оказывается интерпретирована в чуждом евангельской проповеди духе. Мозаики в галерее храма показывают, как Божия Матерь покровительствовала русским, советским и российским солдатам в разных битвах на всем протяжении истории. Сама победа понимается однозначно — как уничтожение и посрамление противника плюс торжество народного духа, ведомого государственной властью. Ступени храма сделаны из траков от немецких танков. «Мы считаем, что поднимаясь по ступеням этого храма, мы идем по оружию поверженного врага», — с гордостью сказал министр обороны Сергей Шойгу.
Другими словами, «поверженный враг» и сегодня, спустя 75 лет после окончания войны, не дает кому-то покоя. Снова и снова министру нужно не только самому убеждаться в том, что враг повержен, но и учить молодежь топтать ногами поверженного врага. Уже на пороге храма возникает особый победный настрой, который внутри храма должен только усиливаться. И вместе с тем организация храмового пространства подавляет вошедшего грандиозным парадом сакральных образов.
«Для всего мира важный момент — что у нас самое большое изображение Христа в мире в куполе… Это ноу-хау. Такого никогда не было. Спас Нерукотворный», — рассказывает главный художник храма Василий Нестеренко. И продолжает: «На западной апсиде с противоположной стороны огромная тридцатиметровая Богородица, которая свидетельствует обо всех войнах, которые были у нас. Ее чаще всего воспринимают в связи с Великой Отечественной войной».
«Сюжеты в западной части храма, например, будут посвящены в основном победам русского оружия и явлениям (Божией Матери — прим. автора), которые при этом были», — комментирует протоиерей Леонид Калинин, курировавший строительство со стороны РПЦ.
Накладка вышла с отображением руководящей роли партии и правительства. Не только резкая критика, но и возмущение — причем прежде всего самих православных, — вызвало изображение Сталина на одной из мозаик в притворе храма.
Однако с точки зрения заказчика и даже представителей Московской патриархии этот образ выглядит вполне логично. «По поводу Сталина — все знают, что он, с одной стороны, тиран, а с другой — Верховный главнокомандующий. Решение вычеркнуть его из Истории может быть принято только Государственной думой, президентом или всенародным референдумом. Последнее — предпочтительнее, чтобы никто ничего не решал за народ», — уверенно говорит протоиерей Леонид Калинин.
Образ Сталина крайне необходим в той идеологической конструкции, которая положена в основание проекта храма. Без государства побед не бывает. Конечно, в войне побеждает народ, но народ без вождей ни с чем не справится. И поэтому образ вождя — один из ключевых образов.
Как именно его изобразить? Подозреваю, с этим у художников были большие проблемы. В результате они побоялись включать в композицию фигуру Сталина и изобразили его на транспаранте где-то на среднем плане парада победителей. Трудно сказать, кто утвердил это решение и почему заказчики и кураторы от РПЦ решили, что это удачный ход. Дело в том, что транспарант с изображением портрета вождя на красной ткани — это прямое заимствование церковной хоругви. А на хоругвях располагаются иконы святых. Таким образом, получается, что РПЦ не только поддерживает, но признает законными те парарелигизные практики, которые использовали большевики. И более того, готовы благословить такие изображения в храме.
Да, я тоже могу представить себе изображение Сталина в православном храме, но в радикально ином контексте, который никак не предполагает положительных коннотаций. По традиции на западной стене храма может располагаться фреска Страшного Суда, на которой изображается посмертная участь праведников и грешников. В нижней части изображаются разные муки, которым подвергаются грешники. В одном из котлов с кипящей смолой вполне мог бы находится Иосиф Сталин.
Возникает закономерный вопрос: кому посвящен главный храм вооруженных сил России? Мы видим довольно радикальное переосмысление не только отдельных элементов, но и всей концепции православного храма. Можем ли мы говорить, что этот храм действительно построен во славу Божию?
Сделаю небольшое отступление. Несколько лет назад, когда я как куратор готовил первую большую выставку современного христианского искусства, передо мной остро встал вопрос: какое искусство мы сегодня можем считать христианским? Если использовать формальный принцип (любой сюжет на христианскую тему — это и есть христианское искусство), то споры быстро заходят в тупик. В эпоху постмодерна цитирование не только возможно, но и возведено в один из принципов современного искусства. Не обязательно верить или даже с уважением относиться ко Христу, чтобы создать художественное произведение на тему Евангелия или истории церкви.
И как тогда быть? Ответ на свой вопрос я нашел в Евангелии от Матфея. В повествовании о Рождестве Спасителя говорится о волхвах, которые, «войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары» (Мф. 2, 11). Наше свободное творчество — это дар, который дан Богом. И этот дар христиане призваны принести ему. История о трех волхвах, принесших свои дары, дает нам ключ к христианскому понимаю искусства и — шире — свободного творчества. Волхвы не просто принесли дары, но и поклонились Младенцу Христу как Богу.
Есть ли это поклонение в иконографической программе храма? Для ответа на этот вопрос следует рассмотреть ключевые образы — президента России и главного ктитора (т.е. патрона, основателя) храма министра обороны Сергея Шойгу. Здесь не существенно, что эта мозаика к настоящему моменту сбита или демонтирована. Президент и министр были изображен в толпе, ликующей по поводу присоединения Крыма к России.
На удивленные вопросы о том, возможны ли такие изображения в храме, настоятель главного храма вооруженных сил России епископ Клинский Стефан отвечает спокойно и рассудительно: «Такая традиция существует тогда, когда изображают исторические сцены из того или иного исторического периода. Понятно, что одно из таких значимых событий — присоединение Крыма. В этом присоединении участвовали первые лица государства, которые будут там изображены».
Однако в храме изображают не любые исторические события, а только те, которые становятся манифестацией действия Промысла Божия в истории. Можно ли к ним отнести присоединение Крыма к России? Для Церкви это крайне сложный вопрос. Не столько потому, что мировое сообщество не признало это присоединение, сколько потому, что на территории Украины действует Украинская православная церковь в юрисдикции Московского патриарха и далеко не все ее члены одобряют действия России. Мозаика вызовет дальнейшие разделения на Украине, и зачем это нужно РПЦ, понять трудно.
Можно согласиться, что образ ктитора храма в росписях и мозаиках вполне возможен, но он непременно должен отражать идею дара и поклонения, о которых я говорил выше.
Для сравнения можно привести церковь Санта-Мария-дель-Аммиральо, построенную в середине XII века Георгием Антиохийским. Он был выдающимся флотоводцем у сицилийского короля Руджеро II и получил титул «адмирала адмиралов». В притворе храма он поместил мозаику со своим изображением. Но как выглядит эта мозаика? Георгий Антиохийский изображен на ней склонившимся до земли перед Пресвятой Богородицей, и если рассмотреть соотношение фигур, то по отношению к Богородице он скорее напоминает средних размеров собаку.
В этой мозаике нет ни триумфа, ни величия, но есть смирение и поклонение. Можно ли представить себе Сергея Шойгу в такой позе? Моего воображения для этого не хватает. Министру обороны России не пристало говорить о смирении, которое в современной России воспринимается исключительно как слабость для государственных мужей непростительная. Мы же хорошо помним ремарку Путина в мастерской у Ильи Глазунова: «Борис и Глеб святые, это понятно. Но они все отдали без борьбы. Это не может являться примером для нас. Легли и ждали, пока их убьют...»
В связи с пандемией освящение главного храма вооруженных сил, которое планировалось на 5 мая, отложили на неопределенный срок. Однако уже сейчас храм стал для Русской православной церкви большой проблемой.
Во-первых, навязанный государством милитаризм в оформлении храма глубоко чужд православным традициям церкви. Для церкви важно прямо противоположное — полная демилитаризаця памяти о войне. Спустя 75 лет на первый план выходит личная и семейная память о погибших. Попытка сконструировать из Победы «духовную скрепу» — ключевой элемент консолидации нации — в долгосрочной перспективе не сработает. И этот храм станет памятником идеологии, которая со временем неизбежно будет сдана в архив.
Во-вторых, в условиях пандемии и экономического кризиса это роскошный храм воспринимается как атрибут уже ушедшей благополучной эпохи. Очевиден запрос на лаконичные, даже минималистичные храмы, которые не будут подавлять и без того подавленного человека, но будут ему соразмерны.
Конечно, государственные и военные ритуалы в этом храме будут проходить регулярно, но сам храм при этом превратится в декорацию, в один из объектов военно-патриотического парка культуры и отдыха «Патриот».
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции