Коронавирус вынудил власти многих стран ввести для населения жесткие ограничения. Президент Владимир Путин продлил в России нерабочее время до конца апреля. Индия посадила на домашний карантин 1,3 миллиарда человек. В Германии людям запретили собираться больше чем по двое — исключения делаются только для семей. Во Франции жителей просят заполнить форму с указанием цели выхода из дома. В Великобритании полиция следит за соблюдением режима самоизоляции.
В Швеции тем временем картина совершенно иная — люди собираются в кафе и гуляют по городу, наслаждаясь хорошей погодой, пишет WSJ. Офисы, детские сады и школы остаются открытыми, как и границы. В торговых центрах посетителей стало меньше, однако они есть. Единственные ограничения, которые действуют в форме запрета, а не рекомендации — нельзя собираться больше 50 человек, а бары и рестораны должны обслуживать только сидящих клиентов, чтобы избежать излишнего скопления людей.
Андерс Тегнелл, главный эпидемиолог и идейный вдохновитель такого подхода к борьбе с вирусом, говорит, что такая политика направлена на то, чтобы вирус распространялся как можно медленнее, при этом оберегая пожилых и уязвимых людей, до тех пор, пока не изобретут вакцину или население не выработает естественный иммунитет.
«Большинство людей будут сидеть дома, если у них появятся симптомы», — отмечает Тегнелл. «Так мы работаем в Швеции. Вся наша система борьбы с инфекционными заболеваниями основана на добровольных действиях», — сказал Тегнелл NYT. По словам Тегнелла, подход Швеции апеллирует к сдержанности и ответственности общества.
Будет ли такой подход злом или благом для Швеции, пока не понятно. По данным Университета Джонса Хопкинса, в Швеции на 2 апреля зарегистрировано 5 466 случаев заболевания коронавирусом и 282 смерти.
По схожему пути изначально планировали пойти Великобритания и Нидерланды. Власти этих стран хотели позволить вирусу распространиться среди населения контролируемым образом и выработать у большей его части естественный иммунитет. Обе страны изменили политику после предупреждения ученых о том, что такой метод может грозить сотнями тысяч смертей и несправляющейся с наплывом пациентов системой здравоохранения, пишет WSJ.
«За»
В Стокгольме в прошедшие выходные все больше людей избегали закрытых помещений, чем неделю назад, пишет WSJ. Некоторые жители столицы сами изолировались дома, пассажиры в общественном транспорте держат дистанцию, а многие лыжники отказались от поездок на популярные курорты. По данным компании общественного транспорта Storstockholms Lokaltrafik, количество людей, пользующихся стокгольмскими метро и пригородными поездами, на прошлой неделе сократилось на 50%.
В Швеции, в отличие от Великобритании, реакция общественности на действия властей не носит однозначно негативный характер. Выступление премьер-министра Стефана Лёвена, в котором он призвал к личной ответственности каждого взрослого гражданина в борьбе с распространением вируса, одобрили 80% людей, следует из опроса Novus.
Главный научный советник британского правительства сэр Патрик Валланс, положительно высказывался о политике контролируемого распространения вируса. Тем не менее, даже сторонники «добровольной политики» признают, что вне скандинавского контекста такие методы вряд ли будут работать. Например, степень взаимодействия людей разных поколений в Швеции гораздо ниже, чем в Италии. Около трети шведских семей, согласно официальной статистике, состоят из одного человека, что существенно уменьшает риск передачи вируса от молодого поколения старшему. Большинство смертей в Швеции от коронавируса зафиксированы в сомалийской общине, члены которой живут в бедных кварталах, представители разных поколений взаимодействуют больше, а доступа к распространяемой правительством информации о коронавирусе — меньше.
«Против»
Cледующие две недели определят, окажется ли шведская «добровольная политика» успешной или властям придется смириться с новой реальность, пишет WSJ, ссылаясь на слова доктора Сесилии Седерберг-Науклер, профессора Каролинского института. Она считает, что вирус вышел из-под контроля из-за отсутствия ограничений и тестирования и правительство будет вынуждено отступить. По ее словам, азиатские страны, в которых удалось избежать ограничений граждан в передвижении, полагались хотя бы на массовое тестирование для выявления инфицированных и предотвращения распространения вируса.
Фредрик Элг, профессор вирусологии в Университете Умео, назвал нынешнюю политику «пугающей» и призвал ввести в Стокгольме на карантин. «Мы почти единственная страна в мире, которая не прикладывает все возможные усилия, чтобы обуздать инфекцию. Это чертовски серьезно», — сказал он в интервью шведскому телеканалу SVT.
«Это рискованный эксперимент со всем населением, который может привести к катастрофическим последствиям», — говорит Йоаким Роклёв, профессор эпидемиологии в Университете Умео и один из нескольких ученых, проводящих кампанию за изменение политики правительства. «Рискованно оставлять людям решать, что делать, без каких-либо ограничений. Как видно из ситуации в других странах, это серьезное заболевание, и Швеция ничем не отличается от всех остальных». Исследования Роклёва показывают, что попытка выработать «коллективный иммунитет» без борьбы с распространением вируса может привести к забитым до отказа больницам и большому количеству смертей. В том же ключе высказывается математик из Университета Лунда Маркус Карлссон, по словам которого, нет ни одного доказательства, что подход борьбы с вирусом, направленный на выработку «коллективного иммунитета», дал бы свои плоды где-либо в мире. «Тегнелл и Лёвен играют с населением Швеции в русскую рулетку», — эмоционален Карлссон.
На случай увеличения смертей от коронавируса, клиника Huddinge в Стокгольме подготовила охлаждаемые контейнеры для хранения тел, пишет WSJ. Местные власти уже строят временную клинику для больных Covid-19 в Стокгольме.