«Я сейчас без слез постараюсь вас умолять. Но на самом деле, это трагедия», — признавалась в четверг на встрече с Владимиром Путиным основательница сети «Андерсон» Анастасия Татулова.
Причина столько эмоционального выступления в непростой ситуации, в которой оказался бизнес. Быстрое распространение коронавируса стало угрозой для сотен тысяч компаний по всей России. «Я закрыла уже пять кафе из 33 московских, выручка по сети упала на 85%», — писала Татулова в недавней колонке на Forbes.ru и прогнозировала, что 90% малых и средних предпринимателей не смогут оправиться от вируса. «А вокруг масса нелепых шуток, мемов и обучающих курсов «как разобрать шкаф в карантине» и «как не убить мужа и ребенка, пока сидишь дома».
В среду президент выступил с экстренным обращением гражданам и рассказал в том числе, как собирается помогать бизнесу. Среди озвученных мер — снижение страховых взносов с 30% до 15%, отсрочка на полгода выплаты всех налогов, кроме НДС, и выплаты по кредитам. На полгода введен мораторий на банкротство пострадавших от коронавируса компаний — эти заявления нельзя будет подавать их кредиторам.
«Отсрочка — это когда приговор тебе вынесли, а казнят через неделю. Лучше сейчас казнить», — комментировала Татулова президентский пакет в среду. По ее словам, бизнесу сейчас нужны целевые беспроцентные кредиты на погашение заработных плат сотрудникам, так как «сейчас платить не из чего». Среди других необходимых первоочередных мер опрошенные Forbes накануне бизнесмены называли отмену налогов на время кризиса и снижение арендных платежей.
Но, пожалуй, главным раздражителем для бизнеса стали недельные каникулы вместо режима ЧС. «Дорогой Владимир Владимирович! Вы тут выступили и обещали всем оплачиваемый отпуск до 5 апреля, — написал дизайнер Артемий Лебедев в своём Telegram-канале. — Я слушал и слегка о****ал (удивлялся). Это очень круто, что людям сохранят зарплату. А где на нее взять денег? А? Может, государство компенсирует частным компаниям бабло? Или как?»
«Быть щедрым за мой счёт есть бесконечное количество желающих. Но в данном случае, Владимир Владимирович, мы продолжим работать как и прежде, потому что дизайн — не нефть, у нас тут сверхдоходов нет. И неделя отпуска даже по вашей просьбе грозит нам банкротством, а мы еще пригодимся стране. Поэтому вынужден вам отказать», — написал дизайнер.
В разной форме просят сотрудников продолжить работать на «каникулах» и другие компании. Среди них «Яндекс», Skyeng, сети DNS и «М.Видео–Эльдорадо», «Ситимобил», Rambler Group.
В четверг у бизнеса была возможность донести до Путина свои реальные проблемы. Однако по многим выступлениям никак нельзя было понять, что встреча идет во время, когда сотням тысяч грозит закрытие. Президента поздравляли, с ним делились планами на будущее, его просили решить застарелые проблемы. Татулова стала одним из немногих участников встречи, кто попытался убедить президента в необходимости дополнительных антикризисных мер. Получалось не очень.
«Поймите нас, мы больше не можем», — обращалась Татулова.
«Хорошо. Это будет непростой разговор», — отвечал президент и объяснял, почему нельзя вводить новые льготы по налогам.
Впрочем, кое-каких уступок добиться все-таки удалось.
«Не надо обещать, что будете сокращать людей, — пришлем прокуратуру», — просила Татулова. С подобным обещанием ранее выступал премьер Михаил Мишустин.
«Будете сокращать — прокуратуру никто не пришлет», — парировал президент.
Кроме того, присутствовавший на встрече первый вице-премьер Андрей Белоусов рассказал о пакете новых мер по поддержке малого бизнеса, обсуждаемых сейчас в правительстве. И среди них оказались беспроцентные кредиты на выплату зарплат и обещание помочь в переговорах по аренде коммерческих площадей, в первую очередь с торговыми центрами. То есть именно то, что так нужно бизнесу.
На встрече Владимира Путина с бизнесом первый вице-премьер Андрей Белоусов объявил о двух новых мерах поддержки, о которых ранее просил бизнес