К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Честь мундира против госинвестиций. Как Минобрнауки заложило мину под две государственные программы

Фото Кирилла Кухмарь / ТАСС
Фото Кирилла Кухмарь / ТАСС
Приказ Минобрнауки о регламентации контактов российских ученых с иностранцами может подорвать реализацию крупных государственных программ: «программы 5/100», направленной на наращивание потенциала российских университетов, и программы мегагрантов

24-26 октября в Москве состоится заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов России, членами которого, наряду с большими российскими чиновниками, являются международные эксперты и исследователи высшего образования. Для руководства Минобрнауки это хороший повод разрешить, наконец, двусмысленную ситуацию, возникшую в связи с приказом министерства о регламентации контактов российских ученых с их иностранными коллегами.

Речь идет о приказе, подписанном 11 февраля 2019 года, но доведенном до университетов и институтов РАН только в июле. Несмотря на разгар отпусков, он сразу же вызвал бурную реакцию в академическом сообществе. Этот документ предписывал сотрудникам научно-образовательных учреждений заблаговременно направлять в администрацию информацию о любых мероприятиях с привлечением иностранных граждан, с приложением копий паспортов всех зарубежных участников. В пятидневный срок после проведения мероприятия должен быть подготовлен отчет, содержащий описание результатов встречи и «исчерпывающую информацию по теме встречи». Кроме этого, научным сотрудникам вменялось в обязанность получать разрешение ректора своего университета или директора НИИ на любую встречу в рабочее и нерабочее время с иностранными гражданами, а по итогам таких встреч представлять отчет по установленной форме. Все эти отчеты должны заверяться круглой печатью и направляться в Минобрнауки России.

В выступлениях президента РАН Александра Сергеева и первого проректора ВШЭ Вадима Радаева отмечалась нелепость такого рода требований, если они предъявляются не к персоналу «закрытых» НИИ, которые занимаются секретными разработками, а распространяются на всех сотрудников российских университетов и институтов РАН. Подчеркивалось, что документ вряд ли улучшит безопасность страны, но при этом может стать серьезным препятствием для научных контактов с коллегами из-за рубежа, что чревато ущербом престижу страны и ее научно-технологическому развитию. Позднее вице-президент РАН и проректор МГУ Алексей Хохлов назвал приказ одиозным и создающим впечатление, что «кто-то вытащил из нафталина документ сталинских времен».

 

Реакция Минобрнауки на эту критику свелась к заверениям, что вся информация, запрашиваемая у подведомственных организаций, собирается лишь «для целей статистики». Кроме того, было особо отмечено, что речь идет лишь о рекомендациях. Последнее обстоятельство у ряда наблюдателей породило ощущение, что о странном приказе со временем просто «мягко забудут». Однако бюрократическая система живет по своим правилам. Поскольку приказ никто не менял и не отменял, началась ползучая «реакция на местах» в традиционной советской логике «лучше перестараться, чем недостараться».

Так, в конце октября в Казанском федеральном университете, который участвует в «программе 5/100», нацеленной на наращивание научно-исследовательского потенциала российских университетов и укрепление их конкурентных позиций на глобальном рынке образовательных услуг, был утвержден новый регламент взаимодействия сотрудников университета с иностранными учеными, дословно повторяющий пресловутый приказ. Этот регламент уже не носит «рекомендательный характер», а обязателен к исполнению всеми сотрудниками КФУ. Можно задаться вопросом, как такой подход к контактам с зарубежными коллегами отразится на потоке иностранных ученых, посещавших КФУ в последние годы, а также на будущих показателях этого университета в программе 5/100.

 

Но гораздо важнее вопрос о более широких последствиях такого рода подходов к организации контактов с зарубежными учеными. 24 октября в Москве открывается очередное заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов России — это управляющий орган программы 5/100. Эта программа, сформированная по аналогии с Academic Excellence Initiatives в Китае и других странах, реализуется с 2013 года, в состав ее участников входит 21 университет, где обучается свыше 360 000 студентов. Программа 5/100 обеспечила возможности для привлечения новых кадров, расширения научных контактов, роста числа публикаций в международных журналах и сделала возможным существенное продвижение позиций российских университетов в международных рейтингах. На поддержку российских университетов в рамках этой программы было потрачено свыше 70 млрд рублей.

Другой важный механизм стимулирования интеграции российских исследователей в глобальное научное пространство — программа мегагрантов, реализуемая с 2011 года. В рамках шести уже проведенных конкурсов было поддержано 237 проектов по широкому спектру научных направлений с общим объемом финансирования свыше 20 млрд рублей. Программа мегагрантов позволила привлечь в российские университеты и научные центры несколько сотен ведущих ученых (включая выходцев из России и СССР), дала ресурсы для формирования вокруг них сильных научных команд и способствовала развитию научных школ, имеющих реальные перспективы достижения глобальной конкурентоспособности. До конца октября Минобрнауки должно подвести итоги 7 конкурса мегагрантов, реализуемых в 2019-2021 годах.

Помимо чисто академических результатов, еще одна важная роль программы 5/100 и конкурса мегагрантов сегодня заключается в том, что на фоне напряжения в отношениях между Россией и Западом с помощью таких программ сохраняются каналы и мосты для культурных и научных контактов, которые очень важны в условиях отсутствия конструктивного диалога между политиками. Однако в последние три месяца на наших глазах под эти мосты закладывается «мина замедленного действия» — выделив десятки миллиардов рублей на развитие международной кооперации и интеграцию российских ученых в глобальные научные сети, государство само принимает решения, которые будут подрывать достигнутые результаты.

 

Ситуация, когда «левая рука не знает, что делает правая», для российского правительства не является уникальной, но обычно такие эффекты возникают из столкновения политик разных ведомств. В данном же случае речь идет о решениях одного и того же министерства. При этом подобное «раздвоение сознания» у чиновников Минобрнауки уже сейчас наносит ущерб имиджу российских университетов и институтов РАН. В начале октября было опубликовано открытое письмо в адрес министра науки и высшего образования Михаила Котюкова от трех немецких и одной британской ассоциаций, занимающих исследованиями Восточной Европы. В этом обращении отмечалось, что новые требования министерства угрожают разрушить ту доверительную кооперацию, которая сформировалась между российскими и европейскими учеными в последние десятилетия, и вызывают серьезную озабоченность в академическом сообществе. В качестве приложения к этому письму опубликован немецкий перевод приказа Минобрнауки — для того, чтобы местные исследователи, не владеющие всеми нюансами русского языка, могли ясно сознавать возможные последствия контактов с российскими коллегами. За этим последовала статья на ту же тему в одной из ведущих немецких газет Frankfurter Allgemeine Zeiting.

Подводя итоги, можно предположить, что признание со стороны Минобрнауки собственной ошибки и внесение изменений в упомянутый выше приказ, наверное, создаст проблемы «сохранения чести мундира» для некоторых чиновников министерства. Но надо понимать, что на другой чаше весов — неизбежные долгосрочные негативные последствия для международных контактов российских ученых, подрывающие эффекты от многомиллиардных государственных инвестиций в программу 5/100 и программу мегагрантов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+