К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Разрядка отменяется? Чего ждать от нового советника Трампа

Фото Tom Brenner / Reuters
Фото Tom Brenner / Reuters
Назначение нового советника президента США по национальной безопасности — сигнал оппонентам, что поворота к разрядке не будет. Тем не менее замена непреклонного Болтона на лояльного функционера Роберта О’Брайена может сделать американскую внешнюю политику более предсказуемой

В минувшую среду президент США Дональд Трамп назначил Роберта О’Брайена своим советником по национальной безопасности. С момента президентской инаугурации в январе 2017 года он стал уже четвертым на этой должности, сменив Джона Болтона, который был отправлен в отставку на прошлой неделе из-за разногласий с Трампом по вопросам внешней политики Белого дома.

Предыдущий советник по национальной безопасности мог похвастаться солидным послужным списком, был известной фигурой в американской политике с момента президентства Рональда Рейгана (1981-1989), несколько раз занимал должность заместителя госсекретаря США при президенте Джордже Буше — старшем (1989-1993) и его сыне Джордже Буше — младшем (2001-2005), а в 2005-2006 годах был послом США в ООН. Его преемника О’Брайена, напротив, сложно назвать политической знаменитостью. Получив юридическое образование в 1991 году, он работал во многих юридических компаниях и даже основал собственную, но никогда не занимал высокие и важные должности в американском истеблишменте: в 1996-1998 годах стал старшим юристом при Совете безопасности ООН, в 2005 году продвинулся на пост представителя США в Генеральной Ассамблее ООН, а в 2018 году его назначили специальным представителем США по делам заложников.

Впрочем, и другие предшественники О’Брайена — Майкл Флинн и Герберт Макмастер — ничем не прославились до назначения на должность советника по нацбезопасности. Первый был директором разведывательного управления Министерства обороны при президенте Бараке Обаме (2012-2014), второй — генералом-лейтенантом сухопутных войск Вооруженных сил США.

 

«О’Брайен был выбран, так как он способен найти общий язык с Трампом и его администрацией, чего не смог Болтон, находившийся в постоянном конфликте со своими коллегами и пытавшийся взять под свой контроль внешнюю политику», — сказал профессор Университета Джорджа Мейсона Джек Голдстоун в разговоре с автором данной статьи. Эксперт обратил внимание на то, что О’Брайен может быть «покладистым переговорщиком» и прилежным сотрудником, но ему не хватает внешнеполитического веса и опыта. Новый советник вряд ли станет независимой фигурой, но будет во всем соглашаться с Трампом. Поэтому все большую роль в принятии внешнеполитических решений будет играть действующий госсекретарь Майк Помпео, полагает Голдстоун.

Могут ли Россия, Китай и Иран вздохнуть с облегчением, если О’Брайен считается более уступчивым и сговорчивым, чем Болтон?

 

Ястреб вместо ястреба

«Иран — заклятый враг Соединенных Штатов», — заявил О’Брайен в своей колонке для журнала The National Interest в июле 2015 года. Такова была его реакция на заключение ядерной сделки с Ираном, или «Совместного всеобъемлющего плана действий» (СВПД), подписанного США, Китаем, Россией, Францией, Германией и Ираном. Само соглашение он назвал «безумством Обамы», а Тегеран обвинил в дестабилизации обстановки на Ближнем Востоке, а также в попытках уничтожить Израиль — главного союзника Вашингтона.

«Соглашение [СВПД] не только узаконит якобы мирную атомную программу Ирана, но и приведет к гонке вооружений на Ближнем Востоке», — заключил  О’Брайен, также раскритиковав Тегеран за поддержку сирийского президента Башара Асада и несколько военизированных движений — «Хезболлу» в Ливане, ХАМАС в секторе Газа и повстанцев-хуситов в Йемене, которые воюют с Саудовской Аравией — одним из главных союзников и торговых партнеров Америки в регионе.

«Ястребиный» настрой О’Брайена по отношению к Тегерану мало чем отличает его от Болтона и вряд ли приведет к потеплению в ирано-американских отношениях, а о возобновлении ядерной сделки, из которой США вышли в мае 2018 года, стоит вообще забыть. Ситуация осложняется еще и тем, что 14 сентября йеменские хуситы нанесли удары по нефтеперерабатывающим заводам крупнейшей саудовской компании Saudi Aramco при помощи беспилотников, после чего компания сократила добычу нефти вдвое. Под подозрение сразу попал Тегеран: Трамп прямо не обвинил его в организации атаки, но и не исключил эту возможность. США находятся «в полной боеготовности», написал он в своем микроблоге Twitter после нападения на Saudi Aramco, в очередной раз послав Ирану двусмысленный сигнал.

 

Мысли О’Брайена в принципе созвучны ожиданиям Трампа относительно Ирана, но в некоторых вопросах он звучит даже жестче президента, а это может пресечь на корню возможные попытки Трампа пойти на компромисс с Ираном. Во время саммита «большой семерки» Трамп был открыт к переговорам о возможной финансовой помощи в виде кредита иранской экономике, несмотря на то что его администрация придерживается так называемой политики максимального давления на Иран, как утверждает The New York Times. Но О’Брайен может стать помехой, так как еще в 2018 году, будучи спецпредставителем США по делам заложников, он выступал против любых компромиссов с Ираном. О’Брайен обвинял Иран в похищении американских граждан — дипломатов, туристов, военных.

Борец с автократами

России и Китаю тоже не стоит обольщаться новым советником Трампа. В сентябре 2016 года О’Брайен опубликовал книгу «Пока Америка спала: Как восстановить американское лидерство в кризисном мире», о которой положительно отзывался сам Болтон. В ней О’Брайен обвиняет администрацию Обамы за слабую внешнюю политику, призывает нового президента США жестко противостоять «автократам, тиранам и террористам», а ядерную сделку с Ираном приравнивает к Мюнхенским соглашениям 1938 года, в результате которых Чехия уступила Германии Судетскую область, а внешнеполитические амбиции Адольфа Гитлера возросли.

В 2011 году О’Брайен стал старшим советником по внешней политике в команде президентского кандидата от Республиканской партии Митта Ромни, который во время своей кампании назвал Россию «геополитическим врагом номер один».  В 2015 году О’Брайен консультировал других участников  президентской гонки — республиканцев Скотта Уокера и Теда Круза, которые тоже критиковали демократов за их неспособность поставить на место российского президента Владимира Путина.

«Россия представляет самый серьезный вызов для безопасности Европы со времен холодной войны», — заявлял Уокер во время своей президентской кампании в июне 2015 года. При этом он считал, что США должны поставлять оружие Украине для борьбы с пророссийскими ополченцами Донбасса. В свою очередь, Тед Круз полагал, что с Россией следует говорить с позицией силы, так как только такой язык она понимает. По сути, это риторика О’Брайена, так как в разгар прошлой президентской гонки именно он предлагал Крузу критиковать Трампа за его дружбу и панибратские отношения с Путиным. При этом Россию он последовательно критиковал и считал ее одной из главных проблем американской внешней политики.

В своей книге О’Брайен призывает США говорить с оппонентами с позиции силы, чтобы сделать Америку снова великой. Это роднит его с Болтоном и подчеркивает его лояльность нынешнему американскому президенту. Возможно, неслучайно О’Брайен и Болтон вместе были в составе дипломатической миссии США в ООН в 2005 году, а когда Болтона назначили на должность советника по национальной безопасности весной прошлого года, О’Брайен одобрил его кандидатуру и назвал его «самым опытным республиканцем нашего поколения по вопросам внешней политики».

 

Таким образом, назначение О’Брайена — это сигнал всем оппонентам США, что разрядка отменяется: политика США по отношению к России, Китаю и Ирану останется жесткой, возможность для диалога сохранится, но больших уступок от Вашингтона вряд ли можно ожидать.

Перемена стиля

Что же изменится с приходом в Белый дом нового советника? «С назначением О’Брайена внешняя политика США станет проще. Ее будут проводить Помпео или Трамп, президент будет играть доминирующую роль, и проблем больше не возникнет, так как в Белом доме больше не будет независимого голоса, как было при Болтоне»,  — отмечает политолог Джек Голдстоун.

Единственным плюсом для оппонентов США в назначении нового советника станет то, что в американской внешней политике будет больше предсказуемости и последовательности. Все-таки Болтон был более независимой фигурой на политической арене и мог позволить себе спорить с руководством, будь это Трамп или Помпео. Раньше в Белом доме шла закулисная борьба между советником по национальной безопасности и главой внешнеполитического ведомства США. Сегодня раздражающий фактор устранен: воинственного и принципиального заменил воинственный и лояльный.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+