«И как только работать нам станет невмочь, мы — к дубине, как к верному средству», — воинственно басил в микрофон солист «Геликон-оперы» Михаил Гужов под накрапывающим дождем на согласованном митинге КПРФ «За честные выборы». Акция коммунистов прошла на проспекте Сахарова в Москве спустя ровно неделю после самого массового с 2011 года протестного мероприятия, которое 10 августа собрало, по оценкам «Белого счетчика», до 60 000 сторонников незарегистрированных кандидатов в Мосгордуму и критиков уголовного дела о массовых беспорядках и насилии в отношении представителей органов власти.
«Хватит нам врать»: как прошла самая массовая с 2011 года акция протеста в Москве
У коммунистов организовать столь же массовый митинг не получилось: по подсчетам МВД и «Белого счетчика» (редкий случай, когда подсчеты сторон сошлись), на Сахарова вышли порядка 4000 человек. Перед ними выступили лидер КПРФ Геннадий Зюганов, протоиерей Всеволод Чаплин (он, в частности, не преминул поругать в своей речи «водящую хоровод» по бульварам несистемную оппозицию), экс-кандидат в президенты России и акционер Совхоза им. Ленина Павел Грудинин (поддержать его приехала многочисленная делегация работников предприятия, которое, по мнению Грудинина, переживает попытку рейдерского захвата — подробнее читайте в материале «Самая опасная атака») и другие известные на левом фронте фигуры.
Митинг КПРФ при этом стал единственным согласованным оппозиционным мероприятием 17 августа: у несистемных оппозиционеров договориться с властями о разрешенной акции не получилось. Мэрия выступила и против шествия от Страстного бульвара до Сретенской площади, и против массовых пикетов по маршруту этого шествия. В итоге муниципальные депутаты Илья Азар, Елена Филина, Андрей Морев и их коллеги призвали желающих выходить на одиночные пикеты к трем памятникам на Бульварном кольце – Владимиру Высоцкому, Надежде Крупской и Владимиру Шухову. Требования были все те же — допуск к участию в выборах в Мосгордуму независимых кандидатов и прекращение уголовного преследования фигурантов дела о массовых беспорядках и насилии в отношении полицейских и бойцов Росгвардии.
К началу акции, 14:00, у памятников собралось несколько десятков журналистов и активистов оппозиции. Желающих поучаствовать в одиночных пикетах на этот раз оказалось совсем немного — особенно контраст был заметен в сравнении с массовостью митинга на проспекте Сахарова 10 августа.
У монумента Высоцкому плакат с текстом «Соблюдайте нашу Конституцию» одной из первых взяла незарегистрированный кандидат в депутаты Мосгордумы от «Яблока» Елена Русакова. Рядом раздавал комментарии СМИ член президентского совета по правам человека, журналист и историк Николай Сванидзе. Больше всего журналистов интересовало, известна ли ему позиция Владимира Путина по поводу резонансного уголовного дела о беспорядках.
Сванидзе выражал надежду, что глава государства еще выступит с критикой чрезмерно жесткой реакции правоохранителей на уличные выступления москвичей. Другие пикетирующие стояли с плакатами «Отменяй #212 Отпускай», некоторые держали в руках Конституцию.
Новый 2011 год: самый массовый за последние годы протест в фотографиях
Тем временем у памятника Крупской в пикетах сменяли друг друга Илья Азар и восстановленный Мосгорсудом в качестве кандидата в депутаты Мосгордумы экс-лидер «Яблока» Сергей Митрохин. Вскоре на акцию пришли сооснователь «Яблока» Григорий Явлинский, детский омбудсмен Москвы Евгений Бунимович и политик Леонид Гозман. Все они также — вместе с несколькими десятками активистов — поучаствовали в одиночных пикетах у памятников.
Полиция и Росгвардия 17 августа избрали тактику полного невмешательства в пикеты. Бойцы ОМОНа в основном скрывались в припаркованных вдоль бульваров автобусах, а наряды полиции держались демонстративно в стороне от оппозиционеров. На акции вновь был замечен Сергей Кусюк, в прошлом замкомандира украинского отряда спецназначения «Беркут», который противостоял активистам Майдана во время уличных боев в Киеве в 2014 году.
Оживление среди немногочисленных участников пикетов рядом с памятником Крупской вызвало появление съемочной группы телеканала «Россия» во главе с корреспондентом Ярославом Красиенко. В адрес журналистов ВГТРК протестующие вновь, как и во время акции на Сахарова, скандировали «Позор!» и мешали им вести съемку.
У памятника Высоцкому ближе к концу акции появились несколько представителей Национально-освободительного движения (НОД). Они призвали «расследовать преступную приватизацию Чубайса» и появление олигархов, которых «назначили после развала СССР», а также раздавали газеты НОД. Окружающие реагировали по-разному. Одна из активисток выкрикнула НОДовцам: «Расскажите нам правду, нам не говорят правду!» Другие говорили: «Пойдём отсюда, это клиника».
К 17:00, когда заявленное Азаром и другими мундепами время проведения пикетов истекло, на площадях все еще оставалось по несколько десятков журналистов и активистов. Примерно в это же время пришли новости со Старого Арбата, где начались задержания участников движения «Бессрочный протест». После того, как более десятка человек прошлись по улице импровизированным маршем с оппозиционными лозунгами, полиция опросила возглавлявшую шествие активистку Ольгу Мисик и задержала одного из участников акции.
«Протестная динамика редко бывает линейной, — прокомментировал для Forbes немногочисленность акции 17 августа политолог Аббас Галлямов. — Периоды подъема обычно сопровождаются периодами спада. Сегодня совпали два импульса: людям поднадоело выходить на площади — им показалось, что они уже в достаточной степени продемонстрировали свое недовольство. Также на эту усталость наложился испуг, связанный с жесткими действиями силовиков». По словам эксперта, как минимум часть лидеров протеста заявляла, что не хочет больше призывать людей протестовать, потому что не хочет подставлять их под дубинки: «Все это не значит, что протест угас и власти могут вздохнуть свободно. Даже если люди перестанут выходить на улицу, любить режим больше они не станут». Галлямов считает, что «протестная явка в день голосования [8 сентября] будет очень высокой и обеспечить победу своих кандидатов мэрии будет очень сложно».
«На следующей неделе будет другая форма проведения акции, где граждан будет больше, чем журналистов. Сейчас это не так», — подвел в беседе с корреспондентом Forbes итоги 17 августа Сергей Митрохин. Согласований на акции 24 августа оппозиция пока не получила.