Минобороны подало иск на более чем 45 млн рублей к военнослужащим морской авиации Черноморского флота Алексею Чебанову и Николаю Звереву, которые случайно запустили управляемую ракету Х-29ТД. Документом занялся Крымский гарнизонный военный суд, который ранее назначил им наказание, пишет «Коммерсантъ», не указывая источник информации.
Инцидент произошел 1 октября 2017 года на аэродроме в Саках во время проверки ракеты на аппаратуре комплекса «Ока». Военнослужащие не проверили исправность чековых механизмов Х-29ТД, как это предписывают регламенты работ, следует из карточки уголовного дела. В итоге сработали пиропатроны, на которые был подан ток. Боевая часть ракеты с примерно 100 кг взрывчатого вещества не сработала, однако запущенная Х-29ТД повредила еще одну ракету данного типа и оборудование, а также снесла ворота и часть стены ангара. В итоге обе ракеты, каждую из которых оценили в 18,5 млн рублей, списали. Уничтоженный комплекс «Ока» и другое оборудование оценили в 9,5 млн рублей.
Как установила комиссионная комплексная техническая судебная экспертиза после ЧП, игла чеки М2 была «сдернута» до проведения проверки ракеты на «Оке». Это притом, что пуск двигателя при проверке с использованием «Оки» возможен только при подстыкованных к пиропатронам запуска разъемах безопасности Ш21 и Ш22 и замкнутых контактах чекового механизма М2.
Дело Чебанова и Зверева, обвиняемых в нарушении правил обращения с оружием, представляющим повышенную опасность для окружающих, рассмотрел Крымский гарнизонный военный суд. Чебанову назначили наказание в виде ограничения по военной службе на один год и три месяца с удержанием 15% из его денежного довольствия в доход государства, а Звереву – год ограничения с выплатой 10% в пользу государства. При вынесении приговора признавшим вину военнослужащим суд учел положительные характеристики военнослужащих и смягчающие обстоятельства: добровольное возмещение имущественного ущерба (по 3 000 рублей каждым), а также наличие у Зверева четверых малолетних детей.
В то же время материальный ущерб, причиненный Минобороны в размере 46 571 866 рублей, суд расценил как «иные тяжкие последствия». Суд также принял во внимание, что запуск ракеты был совершен по неосторожности.