«Кризис партийного представительства»: все меньше россиян поддерживают парламентские партии
Лишь 51% россиян готовы проголосовать за одну из парламентских партий, показал опрос «Левада-Центра», результаты которого приводят «Ведомости». Данные показали, что с 2017 года рейтинг «Единой России» упал с 39% до 28% (от общего числа опрошенных), рейтинги КПРФ и ЛДПР остаются стабильными – 11% и 10% соответственно. Четвертая крупная парламентская партия «Справедливая Россия» (2%) уступает не представленным в Госдуме «Коммунистам России» (3%). 41% россиян либо не знают, за кого голосовать, либо не намерены участвовать в выборах. Доля последних достигла максимума с 2016 года, когда прошли предыдущие выборы в нижнюю палату парламента, пишут «Ведомости».
Если считать только тех, кто намерен голосовать, «Единая Россия» набирает 44% голосов, КПРФ – 17% (максимум с 2016 года), ЛДПР – 16%, «Коммунисты России» и «Справедливая Россия» — по 4%, «Яблоко» и «Партия пенсионеров за справедливость» — по 2%.
Электорат, ушедший от единороссов, не стал поддерживать другие партии и ушел в «пассивную массу», пояснил «Ведомостям» директор «Левада-Центра» Лев Гудков. Он полагает, что такие настроения скажутся на явке на следующих выборах (парламентские пройдут в 2021 году): «Если рост протестных настроений продолжится, люди не пойдут голосовать». Гудков полагает, что у людей происходит «отчуждение от политики», особенно у граждан в возрасте 30-35 лет, которые считают выборы ритуалом, который в жизни ничего не меняет. «Налицо кризис партийного представительства», — отметил директор «Левада-Центра». У старых партий нет новых идей, а демократическую оппозицию прессингуют и не допускают на выборы, говорит Гудков.
Число партий, которые могут участвовать в выборах, сокращается: если в 2018 году таких было 63, то к 17 июля 2019 года осталось 59, говорится в докладе фонда «Либеральная миссия».
Когда суммарная поддержка парламентских партий ниже 70%, то это серьезная институциональная проблема, уверен руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин. Он отметил, что данные «Левада-центра» расходятся с результатами опроса ВЦИОМ и фонда «Общественное мнение»: они посчитали, что представленные в Госдуме партии поддерживают 66,6% и 61% соответственно.
Руководитель фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский утверждает, что эффективность партийной системы снизилась после пенсионной реформы: «Часть прежних сторонников «Единой России» не готовы голосовать или не знают, за кого». В этих условиях возникают перспективы для новых проектов, в том числе популистского толка, нишевых объединений (например, «зеленые») и левых партий, считает эксперт.
Голоса «Единой России» будут уходить к разным партиям в зависимости от ситуации, считает политолог Александр Кынев. «Протестный электорат – колеблющийся: он готов голосовать за разных кандидатов», — цитируют его «Ведомости».
В начале июля Bloomberg сообщил, что Кремль намерен изменить систему выборов в Госдуму: 25% депутатов будут избираться по партийным спискам, 75% — по одномандатным округам (сейчас 50 на 50). Источники «Ведомостей» указали, что это пока только обсуждается. «Учитывая нынешние электоральные рейтинги, лучше оставить все как есть», — говорил один из собеседников газеты. С этим согласен Бадовский: он считает, что для политических систем типа российской наличие развитой и устойчивой партийной системы имеет принципиальное значение. Костин утверждает, что увеличение выборов по одномандатным округам ведет к двухпартийной системе. Кынев также считает, что новая схема не поможет, потому что доля побед кандидатов от власти по мажоритарным округам также снижается.