«Эксплуатация ребенка в ущерб его интересам»: прокуратура потребовала отобрать сына у участников акции 27 июля
Московская прокуратура потребовала лишить родительских прав супругов, которые, по версии ведомства, участвовали в несанкционированной акции протеста в центре Москвы 27 июля вместе с годовалым сыном.
Как утверждает ведомство, на акции родители передали ребенка, «находящегося в силу возраста в беспомощном состоянии, третьему лицу, что подвергло опасности здоровье и жизнь мальчика». «Таким образом, супруги, эксплуатируя ребенка, злоупотребили своими родительскими правами в ущерб интересам сына», — заявила прокуратура.
Имен и других обстоятельств в сообщении не приводится. Только уточняется, что отец мальчика не имеет постоянной регистрации в Москве, то есть не может голосовать на выборах в Мосгордуму, против фальсификаций на которых протестовали участники акции 27 июля. Прокуратура сообщила также, что проводит проверки по фактам участия в акциях и других лиц с детьми и несовершеннолетних.
Кто взял ребенка?
Московское управление Следственного комитета 5 августа объявило в розыск еще одного участника акции 27 июля Сергея Фомина, который обвиняется по ч. 2 ст. 212 УК (участие в массовых беспорядках). Как указало следствие, «из открытых источников» стало известно, что Фомин, покидая акцию, взял на руки чужого ребенка для «беспрепятственного прохода мимо оцепления».
Как сообщает проект Baza, именно Фомин упоминается в заявлении московской прокуратуры как «третье лицо». Власти отследили по видео путь Фомина во время акции и сделали вывод, что он руководил действиями протестующих, а территорию митинга покинул с ребенком на руках, из-за чего его не стали задерживать, написала Baza.
Комментарий самого Фомина о произошедшем появился 31 июля на странице его матери в Facebook. По словам мужчины, с шествия его вывели друзья. Они надели на Фомина «кенгурятник» с «годовалым племянником» мужчины, поскольку «начали беспокоиться» за него, говорится в записи.
Реакция правозащитников
Требование о лишении участников акции родительских прав создаст опасный прецедент, заявил «Интерфаксу» председатель Совета при президенте по правам человека Михаил Федотов. «Если будем ставить вопрос таким образом, что, передавая третьему лицу, мы формально подвергаем ребенка опасности, например, третье лицо может уронить ребенка, возникает следующий вопрос: можно ли передавать ребенка няне, кормилице, двоюродной бабушке и так далее», — объяснил он.
«У нас в саду, школе дети находятся с третьими лицами. Что это за новелла, это репрессивное воздействие государства в отношении лиц, находящихся на несогласованном митинге? Написано — эксплуатация ребенка в ущерб интересам сына. Что это за эксплуатация была, они передали ребенка для чего — для попрошайничества на митинге? Для привлечения внимания?» — заявила председатель комиссии по социальным правам СПЧ Ирина Киркора.
Детский омбудсмен Анна Кузнецова 5 августа осудила участие несовершеннолетних в несанкционированных акциях, заявив, что детей «используют на несанкционированных митингах как «реквизит» или «живой щит».
Протесты в Москве
Протесты против фальсификаций на выборах в Мосгордуму продолжаются с середины июля. После последних несанкционированных акций 27 июля и 3 августа 109 их участников были арестованы, около 400 – оштрафованы, сообщила пресс-служба Мосгорсуда. Были возбуждены три уголовных дела, большинство лидеров протестов (Дмитрий Гудков, Илья Яшин, Юлия Галямина, Алексей Навальный) были арестованы, Любовь Соболь оштрафовали на 300 000 рублей.