О задержании российского танкера сообщается на странице Службы безопасности Украины в Facebook. По данным СБУ, в ноябре прошлого года это судно использовалось для перекрытия Керченского пролива с целью блокирования украинских кораблей «Никополь», «Бердянск» и буксира «Яны Капу» в проливе. Тогда судно называлось NEYMA, но позднее «с целью сокрытия причастности в незаконных действиях» название корабля было изменено на NIKA SPIRIT, заявляет СБУ.
Как отмечается в сообщении, под новым именем и под флагом России танкер 24 июля вошел в украинский порт Измаил. Следователи СБУ, военные прокуроры и пограничники провели на судне «санкционированные судом следственные действия — обыск с целью установления фактических обстоятельств дела, изъятие документов из суда, записей радио переговоров во время конфликта, бортовых журналов», сообщила Служба безопасности Украины. Допрошены члены команды, изъяты документы, указано в сообщении. На данный момент СБУ готовит ходатайство для ареста судна.
На сайте fleetmon.com, отслеживающем данные о морских судах, опубликована фотография танкера NIKA SPIRIT, на борту которого по-русски написано «НЕЙМА».
Российский МИД на данный момент выясняет обстоятельства произошедшего. «Если речь идет о захвате россиян в заложники, это будет квалифицировано как грубейшее нарушение международного права и последствия не заставят себя ждать», — сообщила «Интерфаксу» пресс-служба внешнеполитического ведомства.
В ноябре 2018 года российские пограничники задержали украинские бронированные катера и буксир, которые шли из Одессы в Мариуполь через Керченский пролив. Корабли были задержаны с применением силы, при этом проход под Крымским мостом был временно перекрыт в обе стороны танкером. По версии российской стороны, украинские корабли нарушили российскую границу и в течении нескольких часов совершали опасные маневры, не реагируя на законные требования российских пограничников. Киев обвинения отрицает, утверждая, что корабли запрашивали разрешение на проход.
На украинских суднах находились 24 человека. Всех их задержали, затем — поместили под стражу, где они остаются до сих пор. Им было предъявлено обвинение в незаконном пересечении границы России в составе организованной группы. По этой статье морякам грозит до шести лет заключения.
СБУ в свою очередь завела уголовные дела в отношении сотрудников погранслужбы ФСБ и Вооруженных сил России, которые подозреваются в причастности к обстрелу и задержанию судов.
Ранее Международный трибунал ООН по морскому праву потребовал от России освободить украинские корабли и моряков.
Владимир Зеленский, ставший президентом Украины в мае, заявлял, что готов «цепляться за что угодно, чтобы вернуть наших ребят домой». Этот вопрос, как сообщала пресс-служба Зеленского, стал ключевой темой первого и пока единственного разговора президента Украины с президентом России Владимиром Путиным. Путин ранее говорил, что этот вопрос будет решаться «спокойно в рабочем режиме». «По морякам этим: они исполняли приказ, и всё, мы отдаём себе в этом отчёт, но они нарушили российский закон, поэтому нужно спокойно в рабочем режиме с этим разобраться», — отмечал он.
24 июля уполномоченная Верховной Рады по правам человека Людмила Денисова заявила, что арестованные в России моряки скоро могут вернуться домой — по ее словам, уже практически достигнуты соответствующие переговоры. В свою очередь уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова сказала, что решение о возвращении украинских моряков пока не принято.