«Это огромный четырехмесячный абсурд». Бывшему министру Михаилу Абызову продлили арест
Басманный суд Москвы оставил под стражей еще на три месяца экс-министр открытого правительства Михаила Абызова. Как минимум до 25 октября под арестом останутся также экс-гендиректор группы RU-COM Николай Степанов и директор по экономике и финансам АО «РЭМиС» Галина Фрайденберг, передает корреспондент Forbes из зала суда.
Во вторник днем суд принял аналогичное решение в отношении еще трех фигурантов дела — экс-гендиректора «Новосибирскэрнерго» Александра Пелипасова, зампред совета директоров RU-COM Максима Русакова и бывшего гендиректора ОАО «РЭС» Сергея Ильичева.
По версии следствия, Абызов и другие фигуранты дела создали преступное сообщество и вывели в офшоры через сделки купли-продажи активов 4 млрд рублей. Им инкриминируют части 2 и 3 статьи 210 УК РФ (создание и участие в преступном сообществе, до 20 лет лишения свободы) и часть 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество, до 10 лет). Ни Абызов, ни его предполагаемые подельники вину не признают.
Следствие считает, что в 2011 году подконтрольный Абызову холдинг RU-COM продал четыре энергетических компании (АСС, ПРиС, ПЭСК, РЭМиС) кипрскому офшору Blacksiris Trading Limited за 186 млн рублей. До этого эти активы принадлежали компаниями ОА «СИБЭКО» и ОАО «РЭС», входившим в RU-COM. А в 2013 году четыре компании были выкуплены обратно, но уже за 4 млрд рублей, то есть в 20 раз дороже. Как следует из экспертизы, проведенной по заказу ФСБ, эти действия нанесли ущерб акционерам ОА «СИБЭКО» и ОАО «РЭС» — в том числе ФГУП «Алмазювелирэкспорт».
«Обвиняемые со следствием не сотрудничают, пояснению по делу не дают. Вместе с тем, полагаю, что вина подтверждается собранными доказательствами и нахождение обвиняемых на свободе будет препятствовать установлению истины по делу», — выступал следователь Сергей Степанов в суде. Он настаивал, что оказавшись на свободе, обвиняемые «могут скрыться от следствия и суда», «воспрепятствовать расследованию дела» или «вступить в контакт с другими не установленными членами группировки».
По словам следователя, даже под стражей Абызов пытался скрыть «денежные средства на его счетах». «Он имеет несколько виз, в том числе шенгенская виза, визы Великобритании и США, является бенефициаром офшорных иностранных компаний – на Кипре и в Сингапуре», — перечислял Степанов. Отдельно он напомнил, что Абызов имеет связи с правоохранительных органах. Отдельно следователь отметил нежелание обвиняемого Степанова сотрудничать со следствием — тот даже «отказался сдавать волосы» на экспертизу.
Против продления стражи возражали сами обвиняемые и их адвокаты. Они просили поменять меру пресечения на домашний арест. Их выступление длилось несколько часов. Адвокат Абызова Александр Аснис настаивал, что вообще никакого вывода и хищения денег не было. Главным потерпевшим, напомнил защитники, следователи назначили ФГУП «Алмазювелирэкспорт». владевшее менее 0,1% в компаниях, которые якобы после совершения сделок по покупке спорных активов потеряли в цене. Защитники Абызова удивлялись, почему следователь говорит, что вина обвиняемых доказана. «Может быть мы еще и приговор сейчас сразу вынесем?» — разводили они руками.
Сам Абызов выглядел бодрым – переглядывался с сыном и гражданской женой, которые пришли в суд, и делал пометки в ярко-желтом блокноте.
«Я не совершал преступления, в котором меня обвиняет следствие, я не совершал хищения денежных средств у участников уговорного дела, я категорически отрицаю обвинение следствия в том что создавал преступное сообщество», — выступал Абызов. «Это огромный четырёхмесячный абсурд, который следствие хочет продлить еще на три месяца. Я считаю абсурдным и надуманным обвинение. Мне говорят: «Вы организовали преступное сообщество». Я говорю: «Я этих людей не знаю». Следователь говорит: «Ну так и запишем, отказался сотрудничать». Следователь хочет, чтобы я сказал «да», признался»
Адвокаты традиционно приложили характеристики и поручительства от экс-главы администрации президента Александра Волошина, миллиардера Романа Троценко, бывшего вице-премьера Аркадия Дворковича, зампредседателя Внешэкономбанка Натальи Тимаковой, руководителя фонда «Вера» Анны Федермессер, руководителя фонда «Подари жизнь» Чулпан Хаматовой и попечителя фонда «Дети-бабочки» Ксении Раппопорт. Поручительство от главы «Роснано» Анатолия Чубайса на сей раз отсутствовало.
Тем не менее, судья Артур Карпов по итогам многочасового заседания решил прислушаться к доводам следователя и прокурора и оставил Михаила Абызова под стражей.