«Я чувствую ответственность за это безобразие». Главное из прямой линии Владимира Путина
Четыре часа и шестнадцать минут — столько продлилась очередная прямая линия президента Владимира Путина. Всего президенту поступило около 1,8 млн вопросов, в прямом эфире федеральных каналов он ответил на 70 из них. Много говорили про доходы и зарплаты россиян, проблемы утилизации мусора, национальных проектах. Forbes выбрал самое главное и интересное из общения президента с народом.
- «Когда жизнь наладится»
«Реальные доходы граждан сокращались в течение нескольких лет. Самый большой спад был в 2016 году. Сейчас постепенно доходы стали восстанавливаться. По реальной заработной плате в 2018-м году темп роста был 8,5%».
«Что касается заработных плат — рост есть. Я хочу, чтобы люди, которые сейчас у телевизора, не сердились. Я говорю о средних цифрах. Ими приходится пользоваться, потому что у нас большая разница между регионами и отраслями. Они все-таки показывают тенденцию: было 33 000 рублей, сейчас - почти 40 000 рублей».
- Мусорная реформа
«Надо внимательно посмотреть на эти картинки, откуда они взялись (речь о фотографиях, присланных на прямую линию, на которых сняты горы мусора в Ростовской области). Надеюсь, нам удастся навести там порядок в ближайшее время. Несмотря на то, что это вроде непривлекательная тема — мусор, но я тоже за этим буду поглядывать».
«Полигоны скапливались десятилетиями с советского времени. Усугубляется это еще и тем, что у нас общество превратилось в значительное степени в общество потребления».
«Во-первых, никто раньше вообще не считал, сколько стоит вывоз мусора. Во-вторых, сегодня никто не хочет, чтобы рядом с домом были свалки или полигоны, значит, приходится их везти подальше. А это тоже деньги. Нужно иметь хотя бы первичные деньги, чтобы система начала работать».
- Об ошибке правительства
«Есть мое поручение: для семей с детьми, у которых появился второй или третий ребенок, должна быть льготная ипотека 6%. Что произошло с этими 6%? Проблема не решается с банками, они не пересчитывают ставку по кредиту. Это реальная ошибка правительства России, соответствующих структур. В чем она заключается? В том, что Минфин не выявил достаточных ресурсов для компенсации банкам на эти цели».
- Когда Россия помирится с Западом
«Что значит помирится? Мы ни с кем не ругались. И желания такого нет. О примирении речи не идет. Если мы полностью сдадимся и наплюем на свои национальные фундаментальные интересы, будут ли какие-то изменения? Может, какие-нибудь внешние сигналы будут, но кардинально ничего не изменится».
- Про банду патриотов из «Единой России»
«Среди вопросов, которые я увидел, есть достаточно острый: «Куда ведет нас банда патриотов из «Единой России»? Я считаю, что когда люди берут на себя ответственность, в том числе и за принятие непопулярных решений, чрезвычайно нужных стране, это значит, что это зрелые люди, которые ставят своей целью жизни укрепление страны и улучшение жизни людей. Я не буду называть бандой тех людей, которые были у руля в 90-х годах, но отмечу, что за то время у нас полностью развалилась социальная сфера, промышленность, мы утратили оборонку и развалили вооруженные силы».
- Господдержка фермерам, а не агрохолдингам
Сооснователь LavkaLavka Борис Акимов, присутствовавший в студии, рассказал президенту, что государство сегодня больше помогает агрохолдингам, а не фермерам. Он предложил запустить в России программу по созданию и развитию продуктов территориального происхождения. В ответ Путин сказал, что «в общем объеме господдержки АПК на долю крупных хозяйств приходится порядка 45%, на фермерские хозяйства — 16%»: «Объем рынка, который занимают фермеры, становится все больше и больше — 12%. То есть объем поддержки фермеров больше, чем объем рынка, который приходится на их долю. Государство подталкивает фермеров к развитию и готово подставить плечо и сделать следующие шаг».
- Когда чиновники будут получать как рядовые работники?
«Мы должны работать не для того, чтобы не было богатых, а для того, чтобы не было бедных. Мне бы хотелось, чтобы уровень доходов работников повышался до уровня министров, а не зарплата министров понижалась до уровня работников».
«Если обратиться к руководителям крупных госкомпаний — когда смотришь на уровень их дохода, меня тоже иногда цепляет, честно вам говорю, я и им говорил неоднократно. Но дело в том, что у них в компаниях — и это тоже объективная необходимость — много работает в том числе иностранных специалистов, и уровень доходов иностранных специалистов считается от первых лиц. Если им резко опустят, там будет дефицит кадров».
- О том, кто помог полковнику Захарченко украсть 9 млрд рублей?
«Иногда лучше вслух не произносить. Не смешно. Реально когда узнаешь, что там миллиарды, — просто нет слов. Печатных, во всяком случае. Но это не должно останавливать нас в борьбе с этим явлением».
«Я чувствую ответственность за это безобразие. А если бы не чувствовал, вы бы ничего не знали, — так же, как это происходит в некоторых странах, как и у нас бывало. Часто мне говорят: может, мы это закроем? У меня всегда один ответ — нет. Если мы имеем дело с преступлением, коррупцией, наживой за счет граждан, мы всегда должны это доводить до конца и делать это гласно. И мы будем продолжать это делать. Откуда они берутся, эти деньги? Понятно, из коррупционных схем, из бизнеса. Кстати сказать, здесь, как правило, обе стороны виноваты: одни тащат — другие берут. Куда уходят деньги? В доход государства, разумеется».
- Правовая база для прорывных сфер
Еще один вопрос в студии президенту задала гендиректор «Яндекса» Елена Бунина. Она спросила президента, можно ли подготовить правовую базу для прорывных сфер. Бунина отметила, что российские сервисы уже заняли нишу на внутреннем рынке и было бы здорово выйти на мировой уровень, в том числе, в сфере беспилотного вождения.
«У нас открытый рынок, он не защищен, а наша компания, такая замечательная как «Яндекс», успешно конкурирует с такими гигантами как Google. Все-таки это тоже не без поддержки государства. Правовая база необходима. Но предстоит большая работа», — заявил в ответ Путин.
- Внести поправки в статью 210 УК РФ о преступном сообществе
«Да, конечно, с этим точно нужно поработать и на экспертном уровне поработать, и в администрации президента. Потому что на сегодняшний день юридическая техника такова, что под преступное сообщество можно подвести совет директоров любой компании», - считает Путин. При этом президент не согласился с тем, что выпущенные под залог граждане вряд ли убегут за границу. «Так и хочется сказать: от нас не убежишь, у нас длинные руки. Но, к сожалению убегают, отсиживаются где-то за бугром, а наши партеры не спешат даже в абсолютно очевидных вещах с уголовными правонарушениями, даже просто гражданскими, никого выдавать».
- Либерализация статьи 228 УК РФ и «дело Голунова
«У нас действительно за нарушения в сфере оборота наркотиков много обвинительных приговоров и, более того, от всего количества тюремного населения 26% — незаконный оборот наркотиков. Нужно ли либерализовать? На мой взгляд, нет. Угроза для страны, нации, народа очень велика. Если человек хранит незаконно, распространяет даже небольшие дозы, нужно нести за это ответственность. И никакой либерализации здесь быть не может. Другое дело — нужно вести контроль за деятельностью правоохранительных органов, чтобы не было никаких правонарушений с их стороны, чтобы ради галок людей не сажали. Чтобы не было таких случаев, как с тем журналистом. Может, в системе собственной безопасности МВД создать отдельное направление, которое бы контролировало эту сферу деятельности. И ФСБ не мешало бы этим поплотнее заняться».
- Пересмотр статьи об оскорблении представителей власти
«В законе речь не идет о критике власти. Он направлен на оскорбление символов государства — чтобы никто не позволял себе глумиться над флагом или гербом. А такие факты имеют место быть, мы не можем не обращать на это внимание. Такая практика — не какая-то «квасная», российская: уголовная ответственность предусмотрена в европейских странах, например в ФРГ. А у нас — административная ответственность вводится. С чем не могу не согласиться — никто не имеет право злоупотреболять этой нормой, чтобы ограничить людей в их праве критиковать власти любого уровня».
- о встрече с президентом Украины Владимиром Зеленским
«Он талантливый человек. Я помню его выступления на КВН в Москве где-то в 2000-х годах. Все это было талантливо и смешно. Но то, что мы сейчас видим, это не комедия, а трагедия. Если уж он оказался в том месте, где находится, нужно проблемы решать, тем более, что во время избирательной кампании это было ядром его избирательной программы. В апреле он заявил, что не собирается говорить с сепаратистами Донбасса. А как решать тогда эту проблему? В современной истории не было конфликтов, которые решались бы без переговоров конфликтующих сторон. Обстрелы со стороны ВСУ увеличились. А во время предвыборной кампании говорилось, что они прекратятся. Говорилось, что будет прекращена блокада. Но ничего этого не делается, ничего не происходит. Шаги навстречу — это самое простое. А нужна политическая воля».
- Объединение России и Белоруссии
«На сегодняшний день не стоит вопрос об объединении в одно государство. Речь о реализации договора, который подписан много лет назад. Это не единое государство, но там много элементов, вплоть до создания союзного парламента, единой валюты. Мы договорились с Лукашенко, что вернемся к договору и вместе посмотрим, что нужно реализовать из того, что не было сделано. Сделано немало, но на мой взгляд явно недостаточно».
- Можно ли выключить свет в России с территории США?
«Я слышал об этой статье в The New York Times и видел реакцию президента Трампа о том, что они предатели. Но я не понимаю, как мы должны это трактовать: что журналисты выдали реальную информацию или осуществили вброс? В любом случае мы должны на это реагировать, должны понимать, о чем идет речь. Мы неоднократно предлагали американским партнерам выработать правила в киберпространстве, но вразумительного ответа не получили. Что касается работы нашей критически важной инфраструктуры, энергетики в том числе, то, конечно, мы должны думать, как себя обезопасить от любых кибератак и негативного воздействия. Мы не только думаем, но и занимаемся этим».
- Зачем по ТВ показывают столько вооружений? Россия готовится к войне?
«Напомню поговорки: хочешь мира, готовься к войне, кто не хочет кормить свою армию — будет кормить чужую. Во-первых, Россия не является лидером по расходам на вооружения. Нас значительно опережают США, которые тратят $720 млрд, Китай ($117 млрд), Саудовская Аравия, Великобритания... Россия методично сокращает военные расходы, и несмотря на это находится на два шага вперед в оборонной сфере. Это повод для гордости».
- Бывает ли стыдно президенту России и за что?
«Во время одной из поездок в регионы ко мне подошла пожилая женщина, упала на колени и передала записку с просьбой. Я сказал, что обязательно посмотрю. Забрал, отдал помощникам, и ее потеряли. Никогда этого не забуду. Мне стыдно по сей день. Не всегда можно решить вопросы — некоторые нерешаемые. Я почти уверен наверняка, что там было, прочитав десятки таких записок. Помощь сыну, который сидит в тюрьме, или что-нибудь в этом роде. Но дело в том, что ее потеряли».