Автозаки для Дня России: как акция в поддержку Голунова закончилась самыми массовыми задержаниями с 2018 года
Изначально марш должен был пройти под лозунгами за освобождение журналиста «Медузы» Ивана Голунова, который 6 июня был задержан и обвинен в попытке сбыта наркотиков. Накануне марша, 11 июня, Голунова освободили из-под домашнего ареста. Тем не менее, акцию решили не отменять и выйти с требованиями расследовать случаи сфабрикованных дел и смягчить 228 статью УК РФ. Организаторам марша не удалось согласовать ее с городскими властями.
Еще за 20 минут до начала акции на пятачке перед метро «Чистые пруды», откуда должен был стартовать марш, стояло всего несколько десятков человек. Многие были с фото- и видеокамерами и явно пришли не протестовать, а работать. Рядом с обоими выходами из метро стояли полицейские с мегафонами и не переставая бубнили о несогласованном характере акции и просили не мешать проходу граждан.
Около 12 часов у Чистых прудов появился журналист Илья Азар (он был одним из инициаторов акции, но накануне вечером вместе с другими организаторами сложил с себя полномочия). К нему подошел полицейский и попытался вручить уведомление о незаконности акции. Полицейский уже прочитал две страницы документа, когда выяснилось, что уведомление адресовано другому Азару. «Может быть, это не мне? — спросил журналист, показав полицейскому паспорт. — Отчество мое Вильямович, а прокуратура выписала предостережение Илье Витальевичу Азару».
Акция началась в 12:20, к этому моменту на Чистых прудах» были уже сотни митингующих. Изначально марш должен был пройти по маршруту Мясницкая — Лубянка — Кузнецкий Мост — Столешников переулок — Большая Дмитровка и закончиться у здания московской полиции на Петровке, 38. Однако уже у почтамта колонна протестующих натолкнулась на полицейский кордон и была вынуждена свернуть сначала в Бобров переулок, а в конце его, столкнувшись с еще одним кордоном, вернуться на Бульварное кольцо.
То, что полиция настроена решительно, стало понятно еще до начала акции. Около 10 утра полицейские задержали фотографа и руководителя отдела спецпроектов издания «Такие дела» Сергея Карпова. Он фотографировал полицейских на Чистых прудах, оставив в кафе рюкзак с редакционным заданием. Позднее рюкзак донесли в автозак и журналиста отпустили.
После старта марша задержания возобновились и сразу стали массовыми. Из толпы забирали в основном людей в майках «Я/Мы Иван Голунов». Уже через полчаса после начала марша в автозаках оказались десятки человек. Среди них журналисты «Медузы», «Дождя», «Коммерсанта», Reuters, «Ведомостей», The Village, «Эха Москвы», а также главный редактор «МБХ медиа» Вероника Куцылло.
«Скорей, скорей, а то опоздаешь», — подбадривала толпа группу омоновцев, которая бегом пыталась обогнать колонну на Рождественском бульваре. Веселили митингующих и люди в костюмах США 19 века с флагом конфедератов, которые участвовали в фестивале «Времена и эпохи». «Площадка ярко и подробно иллюстрирует противостояние армий южных и северных штатов США в середине XIX века», — говорится о проекте на сайте фестиваля.
Площадке пришлось стать свидетелем и другого противостояния. Когда колонна митингующих дошла до конца Рождественского бульвара, то обнаружила, что проход на Трубную площадь перегорожен автозаками. Рядом с ними цепью выстроились омоновцы. «Не мешайте проходу граждан», — начали скандировать митингующие.
Омоновцы ответили задержаниями. Они змейкой из нескольких человек врывались в толпу и выхватывали по одному-два человека. Часто это были люди без плакатов, которые ничего не скандировали, а просто снимали происходящее вокруг.
Около десяти женщин попытались остановить задержания. Они взялись за руки и не отпускали их, когда омоновцы отправлялись на очередной рейд. Несколько раз омоновцы натыкались на эту преграду и каждый раз возвращались за кордон, задержав одну-двух участниц спонтанной акции.
Несколько сот человек по переулкам смогли дойти до памятника Высоцкому на пересечении Петровки и Страстного бульвара и до сада Эрмитаж. Здесь продолжились задержания.
В саду Эрмитаж, в частности, задержали одного из первоначальных инициаторов акции, журналиста Евгения Берга. Это произошло, когда он разговаривал по телефону с заместителем мэра Москвы по вопросам региональной безопасности Александром Горбенко. Накануне чиновник отказался согласовывать любую акцию 12 июня. «Вот вы вчера сказали, что все хорошо будет. Как же так? Прямо сейчас на моих глазах людей в саду Эрмитаж винтят за то, что они с мороженками стоят!» — спрашивал Берг у Горбенко, когда к журналисту подошли полицейские. «Вот меня задержали. Хотя я просто стоял. Не хотите поговорить с господами полицейскими, Александр Николаевич?», — успел сообщить журналист перед тем, как его отвели в автозак.
Позднее «Эрмитаж» закрыли, объяснив это приближающимися кратковременными дождями. И лишь у памятника Высоцкого до позднего вечера продолжали оставаться самые стойкие протестующие.
Всего, по данным московской полиции, в акции приняли участие около 1200 человек, из них более 200 задержаны. По данным волонтерского проекта «ОВД-инфо», задержанных больше — около 500 человек. Среди них и политик Алексей Навальный, который оказался в автозаке в самом начале акции.
На многих задержанных составили протоколы по части 6.1 статьи 20.2 КоАП (участие в несанкционированной акции, повлекшей помехи движению транспорта). Предусматривает штраф в 10 000 — 20 000 рублей, обязательные работы на срок до ста часов и административный арест на срок до пятнадцати суток. Многих журналистов, по данным «ОВД-инфо», отпустили без составления протоколов. Навальному вменяют часть 8 статьи 20.2 КоАП (штраф до 300 тыс. рублей и до 30 суток ареста). Первоначально ожидалось, что ближайшую ночь он проведет в отделе полиции. Однако позднее его отпустили домой.