В России задумались о введении «платы за пробки». Поможет ли она разгрузить дороги?
В России собираются ввести платные перекрестки — эту новость в апреле бурно обсуждали в социальных сетях и на форумах. Один из экспертов ассоциации «Автонет» рассказал журналистам РИА, что такая идея прорабатывается и даже уже выбираются города — площадки для эксперимента. Если сделать в пиковые часы проезд каких-то перекрестков платным, это заставит водителей внимательнее относиться к планированию маршрутов и снизит плотность движения, а те, кто готов платить, смогут проехать с комфортом. Позже представителю «Автонета» пришлось уточнять, что эксперт назвал лишь один из способов решения проблемы пробок и в обозримом будущем идея платных перекрестков на повестке не стоит.
Тем не менее взимание «платы за пробки» (congestion pricing) в мире становится все более популярным. Застрявший в пробке водитель порой готов выложить любые деньги, только бы выбраться из нее и больше не попадать.
Плата за въезд (Cordon charge)
Стокгольм, Швеция
Платный проезд перекрестков — это вид платы за въезд в какую-то часть города. В январе 2006-го в шведской столице как эксперимент заработала система взимания платы за въезд в центр города. Идею одобрили на референдуме в 2004 году 45% жителей Стокгольма. Запуск системы обошелся в €200 млн. Все точки въезда в город и выезда из него оборудовали камерами, способными распознавать номера. В конце месяца автовладельцу приходит счет за все эпизоды пересечения «кордона» в бумажном или электронном виде, кроме того, при подключении к системе деньги списываются со счета онлайн. В утренние и вечерние часы пик стоимость проезда выше. Например, с 6:30 до 6:59 въезд стоит €1,5, а с 7:30 до 8:29 — €3,5.
Центр Стокгольма расположен на островах, поэтому перекрыть въезды в него не так сложно. Большие деньги вложили в обустройство пунктов въезда и выезда камерами повышенной точности. Специалисты VTI (Шведского национального дорожного и транспортного института) в докладе, посвященном десятилетию внедрения стокгольмской системы платного въезда, писали, что политически момент был очень сложным. Несмотря на результаты референдума, ни одна политическая сила, кроме «зеленых», новшество не поддержала. И многие опасались, что, если Стокгольм начнет собирать плату за въезд, федеральное правительство урежет средства, которые выделяются столице на развитие дорог.
В момент запуска системы уровень ее одобрения был ниже 40%, однако с каждым днем работы он рос. Прошло полгода, и осенью уже 53% жителей Стокгольма проголосовали на референдуме за взимание платы на постоянной основе. В результате эксперимента количество поездок сократилось на 20% (многие пересели на общественный транспорт). Проблему с федеральным финансированием решили путем заключения соглашения: строительство и содержание дорог на 50% финансируется за счет собранных денег, на 50% — федеральными грантами. Десять лет стоимость проезда колебалась в пределах €1–2 (в пересчете со шведских крон). В 2016 году власти решили повысить максимальную стоимость проезда до €3,5, а минимальную — до €1,1.
Кроме Стокгольма и Лондона платить за въезд в город придется в Сингапуре, Милане и еще нескольких городах. Идея ввести платный въезд в Нью-Йорке активно обсуждается уже больше 10 лет: город задыхается в пробках, общественный транспорт не справляется (даже метро ходит с перебоями), но против платного въезда активно возражают жители Бруклина, например, и Куинса. Тем не менее в марте 2019 года предложение по созданию платной зоны было внесено в бюджет, а уровень неодобрения этой меры снизился с 44% в январе 2018 года до 39% в январе 2019-го.
Платные выделенные полосы
(Еxpress lanes, High occupancy tolled lanes)
Калифорния, США
В Москве по выделенным полосам, как правило, может ездить только общественный транспорт, спецтранспорт и такси. Но американский опыт показывает, что пустить на выделенки можно еще и тех, кому не жаль $10, $20 и более за проезд загруженного участка.
В 2012 году в Лос-Анджелесе началось строительство системы Metro Expresslanes. Кроме реконструкции автовокзалов и оборудования выделенных полос для скоростных автобусов программа стоимостью $290 млн включала переоборудование части существующих дорог в частично платные (high occupancy tolled lanes). Основные работы завершились уже в 2013 году.
Скоростная полоса отделяется легкими пластиковыми барьерами. Въехать на нее (и выехать) можно обычно только в начале и конце платного участка. Желающие воспользоваться скоростной полосой должны оборудовать свои автомобили особыми транспондерами (первоначальная цена $40–75, баланс должен быть не меньше $50). На въездах установлены видеокамеры и антенны, которые считывают информацию с транспондеров, а нарушителям выписывают штраф ($25). Стоимость проезда по выделенке меняется в зависимости от времени.
В Калифорнии работает несколько систем так называемых управляемых дорог. На некоторых частично платных дорогах автобусы, такси и машины, в которых больше трех пассажиров, могут ехать по скоростным полосам бесплатно. На других, так называемых экспресс-линиях, никаких льгот нет. В результате, по данным Департамента транспорта США, один из участков Федеральной трассы 91 в часы пик пропускает 1600 «платных» автомобилей в час и всего 800 остальных. Собранные средства идут на ремонт и строительство дорог.
Сейчас стоимость проезда определена заранее, но один из основателей и партнер венчурного фонда 8 VC с активами на $1,5 млрд (Сан-Франциско) Джо Лонсдейл в своем блоге на Medium развивает идею ценообразования в реальном времени. Камеры могут собирать данные о количестве проезжающих машин, а компьютер — высчитывать стоимость проезда в режиме онлайн: чем машин больше, тем дороже удовольствие.