О том, что прокуратура выявила факты неполной подготовки авиапилотов, отсутствия в образовательных организациях необходимого кадрового и материального обеспечения и другие проблемы, рассказал недавно генпрокурор Юрий Чайка. Как пишет «Коммерсантъ», речь шла, в основном, о выпускниках Южно-Уральского государственного университета.
Этот вуз закончил Сергей Гамбарян, второй пилот самолета Ан-148 «Саратовских авиалиний», разбившегося 11 февраля прошлого года в Подмосковье. Все находившиеся на борту 65 пассажиров и шесть членов экипажа погибли. После авиакатастрофы началась проверка, по итогам которой было установлено, что университет не имел сертификата (свидетельства) авиационного учебного центра, а также утвержденной Росавиацией программы подготовки. Прокуроры нашли еще 64 пилота, окончивших ЮУрГУ, и передали эти данные Росавиации, которая по результатам своей проверки стала выносить приказы об аннулировании свидетельств пилотов.
Катастрофа Ан-148: что известно о «Саратовских авиалиниях
Летчики, обжалуя действия Росавиации, обратились в суды по всей стране, пишет «Коммерсантъ». Они настаивали, что не предоставляли недостоверные сведения для получения свидетельств пилотов: учились в ЮУрГУ, о чем свидетельствуют дипломы вуза, а летали, заключив соответствующие договоры, на тренажерах и воздушных судах «ЧелАвиа» и ЧЛУГА. Однако суды иски отклонили, ссылаясь на то, что у всех трех структур отсутствовали действующие сертификаты и лицензии на право осуществления образовательной деятельности в области авиации. К тому же для многих пилотов обучение оформлялось как профессиональная переподготовка и стажировка. Однако в ходе проверок выяснялось, что свидетельств авиационного персонала они не имели, то есть не были пилотами гражданской авиации, следовательно, не могли переучиваться на новый тип воздушных судов в рамках дополнительного образования.
Сейчас Центральный районный суд Челябинска, по данным «Коммерсанта», рассматривает два иска челябинского транспортного прокурора к ЮУрГУ. Надзорное ведомство требует признать незаконной деятельность вуза по обучению специалистов авиационного персонала с присвоением квалификации «пилот», а также признать недействительными дипломы о среднем профобразовании по специальности «летная эксплуатация летательных аппаратов» с присвоением квалификации «пилот». По этим искам дипломов могут лишиться 103 выпускника ЮУрГУ. С 2017 года ЧЛУГА и ЮУрГУ не занимаются обучением пилотов, дипломы не получили 32 выпускника.