Для Москвы разработали план попадания в десятку самых посещаемых городов Европы
Успешное проведение чемпионата мира по футболу 2018 года показало, что Москва может предложить туристический продукт мирового уровня, а ее инфраструктура готова принять гораздо больше гостей, чем обычно, следует из исследования международной компании Boston Consulting Group «Красота среди бегущих. Россия на мировой карте туризма» (с ним ознакомился Forbes).
Авторы исследования разработали сценарий развития Москвы, который предусматривает приоритетную роль туризма как важнейшей отрасли экономики и сферы жизни города. Сценарий предполагает увеличение общего вклада туризма в ВРП города до 6-8%, выручки от туризма — до 1,5 трлн рублей в год, а числа рабочих мест, связанных с туризмом — до 300 000 и включает в себя восемь шагов. Выполнение этих шагов, по мнению экспертов, позволит Москве к 2025 году войти в десятку самых посещаемых городов в Европе. Вот что предлагают эксперты:
1. Продвижение на мировом рынке
Нужно разработать бренд города и уникальное ценностное предложение, определить целевые рынки и сегменты туристов, считают в Boston Consulting Group. В ведущих городах бренд полностью обновляется раз в 5–10 лет. Обычно брендингом занимается специализированное агентство — например, London&Partners или Singapore Tourist Board. Г Города с уже сформированным туристским брендом тратят на его обновление от $14 млн (Париж) до $40 млн (Нью-Йорк). А города, активно работающие над его построением, — в несколько раз больше (Гонконг — $117 млн, Сингапур — $172 млн). Для Москвы подобные расходы в 2017 году составили $2 млн.
2. Разработка комплексной стратегии и системы мониторинга рынка
Стратегия развития туризма должна быть задокументирована. Ее следует регулярно обновлять. Нужно распределять задачи между администрацией города, агентством, которое будет работать над брендом, и другими госструктурами. Например, администрация может отвечать за финансирование, а агентство — за маркетинг. В дополнение к традиционным источникам можно использовать цифровые инструменты геоаналитики, анализ соцсетей, опросы горожан и туристов и мониторинг цен.
3. Повышение доступности авиасообщения
Сеть авиасообщения между странами продолжает активно развиваться, а доступность авиабилетов растет, пишут эксперты BCG. С 2011 по 2017 год пассажиропоток прямых международных рейсов вырос на 47%. Поэтому для Москвы, по их мнению, важно развитое авиасообщение, в том числе растущее число лоукост-перевозок.
4. Упрощение визового режима
Необходимо продолжить смягчение визового режима, считают в компании. Например, рассмотреть внедрение электронных виз, «виз по прилету», виз для специализированных видов туризма (медицинского, образовательного) и предоставлять безвизовый режим на 72 часа, который позволит стимулировать транзитные путешествия. Кроме того, необходимо расширить список стран, для граждан которых не требуется виза для поездки в Россию.
Медицинский туризм: почему иностранцы лечатся в России, а россияне — за границей
5. Развитие гостиниц и других мест для проживания
Чтобы не допустить дефицита номерного фонда, города-лидеры по уровню развития туризма стимулируют увеличение количества гостиниц. Гостиничной сфере можно предоставлять льготное финансирование, налоговые послабления, выделять участки для строительства и упрощать процедуры согласования.
«Зрелые мегаполисы», такие как Нью-Йорк, Париж или Лондон, начинают регулировать рынок посуточной сдачи квартир (речь, например, об услугах сервиса Airbnb). Они ограничивают максимальный срок аренды (максимум 30–120 дней в год) и обязывают арендодателей проходить официальную процедуру регистрации.
6. Повышение качества обслуживания
Этот шаг, предложенный исследователями, напрямую связан с остальными. В BCG считают, что конкурентоспособность туристского продукта «определяется качеством всех его слагаемых» — например, инфраструктуры, средств размещения и информационного обеспечения.
7. Развитие туристических объектов
Необходимо реконструировать существующие достопримечательности, создавать новые объекты и размещать их в разных районах — туристическое предложение должно быть полицентричным. Кроме того, проверки таких объектов должны производиться регулярно.
8. Создание туристской информационной экосистемы
Необходимо создать единую информационную экосистему для туристов: интернет-порталы, инфоцентры и уличную навигацию. Все это должно быть оформлено по одному стандарту. Город может создать преференции для туристических автобусов — например, предоставить им проезд по выделенным полосам или организовать дополнительные парковочные пространства.