Пассажир заплатит: поездки на такси могут подорожать на 50% из-за новой инициативы депутатов
Стоимость поездок на такси в России может подняться в случае, если депутаты Госдумы ужесточат нормы законопроекта №481004-7 «О государственном регулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по перевозки легковым такси». Документ был принят в первом чтении в конце 2018 года. В преддверии второго чтения один из авторов законопроекта, председатель Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев в интервью РИА Новости сообщил о планах депутатов ужесточить регулирование рынка.
Новые ограничения коснутся сервисов-агрегаторов заказов, таксопарков и водителей и могут сказаться на конечной стоимости услуги для пассажиров. Forbes попросил экспертов оценить потенциальные последствия изменений рыночных условий — по их мнению, средняя стоимость поездки в Москве может заметно вырасти.
Директор по исследованиям аналитической компании Discovery Research Group Александр Болтавин прогнозирует, что нововведения могут поднять ценник на 15-20%.
Средняя стоимость услуги в Москве в течение нескольких лет может вырасти на 22% — с 378 рублей в 2018 году до 462 рублей к 2023 году, приводит свои расчеты руководитель отдела регулярных исследований компании BusinesStat Ольга Усачева. «Мы считаем, что принятие законопроекта, с одной стороны, повысит качество и безопасность поездок на такси. С другой — службы-агрегаторы не смогут дальше демпинговать, переманивая клиентов друг у друга и частично у общественного транспорта. В 2014-2018 годах из-за экспансии агрегаторов средняя цена одной поездки ежегодно снижалась», — добавляет аналитик.
Самый пессимистичный прогноз — у члена Общественного совета по развитию такси в регионах Ирины Зариповой: в случае, если все предложения депутатов попадут в текст закона, тарифы поднимутся не менее чем вдвое, говорит эксперт.
Согласно законопроекту, стоимость услуги в регионах будет определять единая методика, которую разработают Минтранс и ФАС, поэтому оценить будущее изменение цен очень сложно, говорит представитель сервиса «Ситимобил». Эту инициативу уже раскритиковал первый замглавы экономического комитета Совета Федерации Сергей Калашников — по его мнению, предложение «нарушает рыночные принципы».
Иностранцам тут не место
Самой болезненной для рынка может стать инициатива депутатов о запрете на работу в стране иностранным игрокам — по словам Москвичева, право агрегировать заказы получат только «российские компании с российским капиталом».
При этом все крупнейшие агрегаторы такси на сегодня — российские «дочки» иностранных компаний: например, головное юрлицо «Яндекс.Такси» зарегистрировано в Голландии, а российского Gett — на Кипре. Кроме того, в капитале того же «Яндекс.Такси» участвует американская Uber, а Gett и вовсе по происхождению — зарубежная компания.
Представитель «Яндекс.Такси» сообщил Forbes, что сотрудники сервиса не видели поправок ко второму чтению законопроекта о регулировании рынка, хотя и входят в рабочую группу при Госдуме. «Когда законопроект прошел в декабре [2018 года] первое чтение, то ко второму чтению не собиралось ни одной рабочей группы. О новых поправках представители профессионального сообщества ничего не знают, сам документ предлагаемых поправок еще никто не видел», — подтверждает Ирина Зарипова из Общественного совета по развитию такси в регионах.
Помимо зарубежных компаний, под ударам могут оказаться иностранцы-водители. «Человек без российского гражданства не будет иметь права работать в России в качестве водителя такси», — заявил Москвичев.
В 2017 году обладатели зарубежных водительских удостоверений (ВУ) уже лишились права трудиться профессиональными шоферами на общественном транспорте. Исключение составили граждане Белоруссии и Киргизии, а также других стран, где русский язык закреплен в качестве официального.
Работа в такси при этом остается источником дохода для многих обладателей национальных ВУ: до 40% московских таксистов являются иностранными гражданами, свидетельствуют данные профилактической операции «Такси», проведенной МВД в 2016 году.
«Этот вопрос поднимался много раз, и есть страны СНГ, с которыми заключены соответствующие соглашения, их граждане могут работать у нас с иностранными правами. Если запрет вступит в силу, в Москве мы потеряем около 20% водителей. В других регионов доля меньше», — оценивает Зарипова.
Спутниковый контроль
Особое внимание в законопроекте уделяется безопасности перевозок. В прошлом году Аналитический центр при правительстве России подготовил исследование рынка, согласно которому число аварий с участием такси выросло на 35% за три года — с 2100 в 2015 году до 2900 в 2017-м.
Депутаты предлагают ограничить предельный возраст автомобилей такси 7 годами. По данным Аналитического центра, 90% аварий легковых автомобилей, связанных с техническими неисправностями, приходится на машины старше 5 лет. При этом средний возраст такси в Москве составляет 2,8 лет — такие данные приводил руководитель столичного департамента транспорта Максим Ликсутов.
Дополнительную безопасность пассажирам будут обеспечивать и датчики ГЛОНАСС — таксопарки обяжут оборудовать машины российской системой спутниковой навигации. «У нас очень много случаев, где гибнут пассажиры или водители, и мы не знаем, в каком месте находится машина», — пояснил Москвичев необходимость такой меры в комментарии Forbes.
Принудительный отдых
Законодатели также планируют принудить водителей к соблюдению режима труда и отдыха. Для этого должны быть разработаны специальные карты для водителей.
«Будет составляться и заявляться публично график режима труда. И как только будет переработка, машина заводиться не будет. Если директор предприятия посадит [водителя] на другой автомобиль, то будут серьезные штрафы в адрес руководителя. Система все будет видеть. Это как карточка водителя-международника», — рассказал Москвичев Forbes. По его данным, в настоящее время 90% водителей такси работают сверх нормы.
Карточка водителя-международника, аналог которой для таксистов надеется создать депутат, предназначена для идентификации шофера тахографом — защищенным устройством, регистрирующим маршрут и скорость транспортного средства, а также периоды отдыха водителя. В России тахографами оборудовано около 2 млн автомобилей.
Проблему переработок признают и агрегаторы заказов: в апреле сервисы «Везет», «Ситимобил» и «Яндекс.Такси» решили создать совместную систему обмена данными о времени работы водителей. Однако на сегодня водитель, отработав положенное время на одного агрегатора, по-прежнему может переключиться на другого.
Правда, оценку Москвичева участники рынка считают сильно завышенной. Так, согласно данным сервиса «Везет», доля водителей, работающих более 10 часов подряд, не превышает 0,4%. «Во всех городах присутствия сервисов группы компаний водительская программа включена на такой длительный период не более чем у 0,4% перевозчиков. Самая большая доля опасных «трудоголиков» в Мурманске, около 2%, далее по убывающей в топе — Санкт-Петербург, Оренбург, Тольятти. В мелких городах — не более 0,2%», — рассказала Forbes руководитель пресс-службы «Везет» Зоя Австрийская.
Агрегаторы уже борются с переработками водителей, ограничивая доступ к заказам, подчеркивает Ирина Зарипова из Общественного совета по развитию такси в регионах: «Если такой контроль введут, это приведет к дефициту автомобилей, как следствие — росту цены». «Не хочется, чтобы законопроект принимался в авральном режиме. Нужно продумывать последствия каждой ограничительной меры. Сейчас такси — это хорошая массовая услуга. Не хотелось бы ее исказить так, чтобы на рынке возник дефицит и выросли тарифы», — подытоживает эксперт.