Рейс «Аэрофлота» SU1492 в Мурманск вылетел из «Шереметьево» в 18.02 мск (данные аэропорта). На борту находились 73 пассажира и пять членов экипажа. Вскоре после взлета, как сообщает «Шереметьево» экипаж доложил о неисправности и принял решение вернуться. В 18.32 мск самолет совершил «жесткую» посадку, после чего загорелся.
Источник «Интерфакса» рассказал, что самолет «заходил на посадку в полной тишине» — связь с ним пропала после того, как он подал сигнал бедствия. С первого раза приземлиться не удалось, а при повторной попытке «Суперджет» ударился сначала «шасси, а затем носом о полосу и загорелся», описывал собеседник агентства. РИА Новости пишет, что при посадке у самолета подломились стойки шасси и загорелись двигатели.
О том, что самолет уходил на второй круг, свидетельствуют и данные сайта FlightRadar24.
Люди
По последним данным, погиб 41 человек. Это данные Следственного комитета. Выжить удалось 33 пассажирам и четверым из пяти членов экипажам. Несколько пассажиров были госпитализированы с ожогами тела и отравлением. В числе пострадавших — мэр Североморска Мурманской области Владимир Евменьков.
Источник, близкий к «Аэрофлоту», сообщил, что эвакуация пассажиров произошла за 58 секунд при нормативе 90 секунд. На видео, сделанных очевидцами, видно, что люди эвакуировались с помощью надувных трапов в носовой части самолета. Хвостовая часть самолета в результате крушения оказалась полностью разрушена. Люди, которые находились в «хвосте», не смогли выбраться, потому что некоторые сидевшие впереди пассажиры после жесткой посадки пытались достать свои вещи из багажных полок, утверждает источник «Интерфакса». «По предварительным данным, из опроса очевидцев следует, что когда самолет ударился о землю и загорелся, некоторые пассажиры стали в панике доставать свои вещи с полок. Это затруднило эвакуацию людей с задних рядов судна и они погибли в огне», — сказал собеседник агентства.
Версии
Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК (Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц). Следствие официальные версии пока не сообщает.
Командир аварийного «Суперджета« имел достаточный опыт полетов на этом самолете — 1400 часов. Общий налет составляет 6800 часов, сообщил «Интерфаксу» представитель «Аэрофлота» Максим Фетисов.
Самолет был выпущен в августе 2017 года и только месяц назад, в начале апреля, прошел плановое техническое обслуживание, сообщил производитель лайнера, «Гражданские самолеты Сухого« (ГСС).
ТАСС со ссылкой на источник пишет, что основная версия возгорания — попадание в самолет молнии, в результате которого отказала автоматика. По словам собеседника агентства, информацию о попадании молнии подтвердил один из членов экипажа. Отказ автоматики произошел при повторном заходе на посадку, сообщил в свою очередь собеседник «Интерфакса». «Во время первой попытки захода на посадку у самолета была слишком высокая скорость, и приземлиться он не смог. При повторной попытке отказали все системы автоматического управления, обеспечивающие посадку», — рассказал он. По его словам, при посадке самолет трижды ударился о полосу и сломал заднюю стойку шасси, а обломки попали в двигатель, который загорелся. О том, что у «Суперджета» загорелись двигатели, ранее сообщил «Аэрофлот».
Что дальше?
Помимо Следственного комитета, проверки начали транспортная прокуратура и Межгосударственный авиационный комитет. Решения о приостановке полетов самолетов типа «Сухой суперджет-100« пока нет, пишет «Интерфакс». «В основном это [приостановка полетов] касается военной авиации. В гражданской авиации такие меры до точного установления причин практически не применяются», — сказал источник агентства. Представитель Росавиации заявил, что пока делать любые выводы преждевременно.
Страховые выплаты
Родственники погибших имеют право на получение компенсаций в размере 2 млн рублей, а также 25 000 рублей на погребение. Эти лимиты распространяются и на бортпроводников и экипаж. Пострадавшие пассажиры смогут получить до 2 млн рублей. Размеры выплат зависят от вида травм и степени их сложности, отметил президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.
«Шереметьево»
После ЧП аэропорт «Шереметьево» сообщил, что работает в ограниченном режиме с одной взлетно-посадочной полосой. Более 100 рейсов на вылет и прилет были задержаны. Несколько рейсов перенаправили в «Домодедово», а также в другие города.
Сайт аэропорта в воскресенье сменил основной цвет с белого на черный.
«Суперджет»
Это первый самолет, созданный в России после распада СССР. Ближнемагистральный узкофюзеляжный авиалайнер разработан компанией «Гражданские самолеты Сухого». Первый полет состоялся в 2008 году. Год спустя авиалайнер был представлен на авиасалоне в Ле-Бурже. В 2012 году получил сертификат Европейского агентства по безопасности гражданской авиации (EASA). Самолет производится на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре. К 2019 году было построено 186 самолетов, из которых 151 был передан заказчикам. Эксплуатируется в России, Мексике, Таиланде и Казахстане.
Крупнейшая катастрофа Superjet 100 произошла в 2012 году — во время демонстрационного полета в Индонезии самолет врезался в гору. Все 45 человек, находившихся на борту, погибли. Дважды — в 2013 и в 2018 годах — самолет совершал посадку с невыпущенным шасси. Обошлось без жертв. В 2018 году при посадке в Якутске самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, никто из 92 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа не погиб.