Московское метро протестирует систему оплаты по биометрическим данным
«В ближайшее время мы начнем тестировать систему оплаты по биометрическим данным. Если вы предварительно оставили свои биометрические данные, по ним можно будет оплатить проезд или пополнить карту «Тройка» в кассе», — заявил Ликсутов.
По словам Ликсутова, московские власти готовы активно внедрять технологию, если она покажет свою эффективность. «Но пока технология работает нестабильно даже в светлых помещениях», — признал он.
Ликсутов объяснил, почему в московском метро нет беспилотных поездов
Московский метрополитен в комментарии Forbes подтвердил, что «совместно с рядом крупных организаций прорабатывает варианты проведения пилотного проекта по оплате проезда с помощью технологии распознавания лиц». «В рамках пилота компании за свой счет установят оборудование, которое сможет распознавать только те лица, которые заложены в их базы. Участие пассажиров в проекте будет исключительно добровольным: система сможет списывать средства только с тех пассажиров, которые уже дали своему банку согласие на обработку биометрических данных при проведении платежей», — объяснил метрополитен.
Для эксперимента отобран ряд станций, сейчас идет согласование технических параметров. «В ходе пилота мы установим, возможно ли в принципе массово использовать в условиях метро технологию распознавания лиц как средство идентификации пассажира при оплате проезда и на каких конкретно станциях это может быть реализовано», — объяснила пресс-служба метрополитена. В сообщении особо подчеркивается, что проект не связан с пилотом по распознаванию лиц для нужд безопасности.
Кто собирает биометрические данные
С прошлого года в России работает Единая биометрическая система, запущенная Центробанком и «Ростелекомом». Она позволяет россиянам предоставить одному из банков свои биометрические данные (изображение лица и образец голоса), чтобы затем получать банковские услуги дистанционно и в любом другом банке. По требованию ЦБ присоединиться к системе должны все банки. У некоторых банков есть свои биометрические системы. Например, Сбербанк к декабрю 2018 года собрал миллионы образцов биометрических данных клиентов — в десятки раз больше, чем государственная биометрическая база ЦБ и «Ростелекома».
Где уже тестируют биометрию вместо проездного
«Ростелеком« предлагал правительству Москвы использовать биометрическую идентификацию для оплаты проезда в общественном транспорте еще в 2017 году, говорил президент компании Михаил Осеевский. «Человек входит в общественный транспорт, у него нет никаких карточек, он ничего никуда не прикладывает: прямо по его образу идентифицируется, кто вошел, и со счета в специализированной системе списываются деньги», — описывал он, отмечая, что технология обеспечит большую проходимость в транспорте. В прошлом году тестировать новый способ оплаты начал крупнейший оператор электричек в России — Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК). «Для одной из работниц, обслуживавших турникеты, эксперимент стал неожиданностью <...>: когда она увидела, как перед пассажиром открылся турникет, хотя тот вроде бы и не использовал средства оплаты, она решила перекреститься», — описывали «Ведомости» со ссылкой на гендиректора компании Максима Дьяконова.
А в конце марта — начале апреля на станции «Октябрьское Поле» появились новые камеры — они расположены на стойках турникетов на уровне лица взрослого человека, сообщал РБК. Источник издания говорил, что на станции тестируются алгоритмы биометрической идентификации, а в проекте участвует компания VisionLabs. Гендиректор компании Александр Ханин это подтвердил. VisionLabs — резидент «Сколково», ее основной продукт — платформа распознавания лиц, которая в реальном времени идентифицирует людей, сравнивая их с изображениями в различных базах данных. Говорить о том, что такие камеры будут использоваться для оплаты проезда в метро и появятся на всех турникетах, пока преждевременно, заявила тогда пресс-служба Московского метрополитена «Российской газете».