Рай для экспата: почему Москву и Санкт-Петербург сочли опасными городами
Ежегодный рейтинг самых удобных для жизни городов крупнейшей в мире американской консалтинговой компании Mercer вызвал в России резонанс — Москва и Санкт-Петербург не попали даже в первую сотню. В списке-2019 столица России заняла 167-е место по комфорту и 197-е место по безопасности, а Санкт-Петербург — на 174-м и 200-м соответственно. Непосредственно перед столицей России находятся столицы Ганы и Габона, а Санкт-Петербург идет за главными городами Лаоса и Уганды.
Вена возглавила рейтинг городов мира по уровню качества жизни. Столица Австрии признается самым комфортным для жизни городом мира десятый год подряд.
Эти показатели, разумеется, вызывают недоумение. Неужели Москва более некультурный и отсталый город, чем та же Лусака (столица Замбии), поставленная на 150-е место? Однако не стоит спешить с выводами. Рейтинг составляется на основе множества факторов, помимо показателей преступности и критериев безопасности человека на улицах города. Главное направление деятельности Mercer — подразделения глобальной компании Marsh & McLennan — работа с персоналом. Эксперты составляют список городов, исходя из удобства для проживания сотрудников компаний, экспатов, то есть в интересах потенциальных клиентов, передвигающихся по всему миру и внимательно отслеживающих все риски, преимущества и недостатки того или иного места. Рейтинг применяется для расчета заработной платы экспатов, работающих по всему миру.
В качестве показателей при оценке 489 городов в расчет берутся политические условия (стабильность государственной системы, преступность, работа правоохранительных органов), экономика, социокультурные факторы (СМИ, цензура, личные свободы), здравоохранение (доступность и качество услуг, распространенность инфекций, экология, переработка ТБО), образование (уровень и качество школ), общественные услуги и транспорт, развлечения, доступность товаров, качество домовладений, климат и вероятность природных катастроф.
При этом следует иметь в виду, что восприятие одних и тех же факторов коренными жителями и экспатами может различаться коренным образом. Клиент Mercer — это сотрудник крупной корпорации, привыкший к определенным стандартам.
Что может предложить Москва (и Санкт-Петербург) по этим критериям? В плане преступности ситуация в Москве может казаться нам вполне приемлемой, особенно по сравнении с 1990-ми годами, но Mercer поставила оба города в самый конец списка по безопасности в Европе. Можно сколько угодно спорить, но иностранные сотрудники будут ориентироваться скорее на Mercer и его оценку политического климата, чем на уверения местных жителей.
Экономически Россия никак не преодолеет депрессию. После десяти лет околонулевого роста или даже падения ВВП Минэкономики прогнозирует на 2019 год 1,3% роста. Про СМИ и цензуру можно не говорить, все и так достаточно понятно. В экологии назревает ряд проблем. Хотя государственное здравоохранение работает в целом неплохо — но именно для граждан России. Школьное образование весьма архаично по своей структуре и программе, а альтернатива в виде платных школ с преподаванием на английском дорога. Транспорт только начинает строиться по европейским меркам, на перегруженных дорогах возникают пробки, передвижение по городу на велосипедах малодоступно. Сфера развлечений не имеет своей специфики — она сугубо подражательна, начиная с кухни и музыки. Из-за санкций не все товары доступны. Качество домовладений низкое. Привычный американский домик с лужайкой здесь недоступная роскошь, а застройка Москвы еще большим количеством многоэтажных муравейников в рамках реновации дополнительно снижает качество жилой среды. Климат в обеих столицах суров по сравнению с климатом США и Европы, не говоря уже об Азии, хотя невелика вероятность природных катастроф.
Главная же проблема России сегодня для потенциальных экспатов — ее нахождение под санкциями, пребывание в статусе пусть не изгоя, но «проблемной страны», в том числе в отношениях с Западом. Кроме того, наем иностранцев сопряжен с бюрократическими сложностями. Поэтому для сотрудников мультинациональных корпораций Россия не самое вожделенное место работы и жизни.
Гораздо интереснее, впрочем, другие результаты исследования. Из первых десяти городов восемь расположены в немецкоязычной Европе: три в Германии, три в Швейцарии и один в Австрии. То есть кризис с беженцами никак не повлиял на притягательность той же Германии. А вот англосаксонские страны классического капитализма — США и Великобритания — оказались представлены очень слабо. Первый американский город, попавший в список, — Сан-Франциско — на 34-м месте. Всего от США в список топ-200 попали 17 городов. Первый британский город из шести — Лондон с 41-м местом. Таким образом, старая добрая континентальная Европа лидирует безоговорочно. Можно сделать вывод, что для потенциальных сотрудников важны не только экономические свободы, но и социальная защищенность, а также минимальный уровень военных расходов и вовлеченность страны пребывания в военные конфликты.
Из городов постсоветского пространства в первую сотню вошли Вильнюс, Рига и Таллин, соответственно на 81-м, 86-м и 90-м местах. То, что именно столица Литвы обогнала другие прибалтийские столицы, можно считать маленькой сенсацией — город не приморский, не имеет столько культурных объектов, как конкуренты.
С ростом коммуникационных технологий, в первую очередь интернета, возрастает популярность ранее удаленных мест, особенно, из Тихоокеанского региона. В первую десятку вошли канадский Ванкувер и Окленд из Новой Зеландии. Причем Новая Зеландия дала два города — Веллингтон оказался на пятнадцатом месте, а Австралия целых шесть, и последний из них, Брисбен, на 35-м месте. Вторым американским городом после Сан-Франциско оказался Гонолулу — столица Гавайских остров. А одним из трех французских городов стал Пуэнт-а-Питр на острове Гваделупа в Вест-Индии, поставленный выше, чем Детройт, Любляна и Дубай.