Проблемы и опасения
Россия оказалась среди стран с невысокой поддержкой применения искусственного интеллекта (ИИ) в сфере госуслуг. Об этом свидетельствуют результаты исследования Boston Consulting Group «Взгляд населения на использование искусственного интеллекта (ИИ) в работе государства», с которым ознакомился Forbes. В рамках исследования были опрошены 14 000 пользователей интернета из 30 стран мира.
В России преимущество тех, кто высказывается за использование ИИ в госуслугах (36-41% для разных возрастных групп), над теми, кто выступает против (18-23%), составляет всего 18% против 53% в Индии и 42% в Китае.
Главными проблемами искусственного интеллекта россияне считают непрозрачность принимаемых им решений (об этой проблеме говорят 35% опрошенных), возможные этические проблемы, связанные с применением ИИ (35%) и неспособность искусственного интеллекта формировать точные результаты и проводить корректный анализ (32%).
В пользу регулирования искусственного интеллекта для защиты рабочих мест в России высказались 56% респондентов, а 32% отметили, что современная система образования не позволяет готовить детей к рынку труда будущего. Порядка трети респондентов выражают сильную обеспокоенность из-за возможной угрозы потери работы в связи с внедрением ИИ.
Участники опроса выступили за использование искусственного интеллекта в вопросах налогообложения и социального обеспечения (55% опрошенных в России), получения «живых данных» (53%), а также предиктивной аналитики для обслуживания оборудования (53%).
Меньше всего россияне готовы доверить ИИ принятие решений в области правосудия (48% против), а также формирования рекомендаций по медицинскому лечению (33%), отмечают эксперты BCG.
Похожие опасения высказывают участники исследования из других стран: так, 51% опрошенных не согласны с использованием ИИ для определения виновности в ходе уголовных процессов.
Обгоняя Швецию и Нидерланды
Исследование BCG показало, что Россия входит в топ-10 стран по интенсивности использования цифровых госуслуг. По темпам роста в этой области страна опережает мировой уровень почти втрое: 42% против 15%.
В среднем россияне используют 9,1 типа государственных услуг в электронной форме, обгоняя жителей Нидерландов (8,2) или Швеции (8,8), но уступая занимающей первое место Индии (14,5) или Аргентине (11) и ряду стран Азии.
47% респондентов заявили, что используют электронные госуслуги минимум раз в неделю. Чаще всего граждане прибегают к госуслугам для оплаты налогов и штрафов, в поисках официальной статистики и «живых данных» о погодных условиях или дорожной ситуации (84%), а также по вопросам трудоустройства (73,8%) и здравоохранения (68,9%).
«Усилия региональных и федеральных властей по цифровизации уже приносят свои плоды: 92% респондентов отметили улучшение качества услуг за последние 2 года, а 20% респондентов из России оценили качество услуг, предоставляемых государством, выше, чем услуги и решения, предоставляемые честным сектором. Для сравнения: в Швеции отдают преимущество госуслугам 10%, а в Канаде — лишь 1% респондентов», — отметил глава экспертной практики BCG по работе с государственным сектором в СНГ Сергей Перапечка.
В мире наблюдается тренд на снижение уровня удовлетворенности предоставляемыми госуслугами — в отдельных случаях сократившись на 20% по сравнению с 2016 годом. В России за два года этот показатель снизился незначительно: с 53% до 51%.