К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Угон подшофе. Почему авиадебоширы попадают на борт

Фото Алексея Черенкова / ТАСС
Фото Алексея Черенкова / ТАСС
Попытавшийся угнать самолет житель Сургута находился в состоянии сильного алкогольного опьянения. Могла ли авиакомпания отказать ему в посадке?

Попытка угона самолета авиакомпании «Аэрофлот», выполнявшего рейс Сургут — Москва, может закончиться для неудачливого захватчика длительным тюремным сроком: жителю Сургута Павлу Шаповалову грозит до 12 лет колонии. Мужчина требовал направить самолет в Афганистан, угрожая применить оружие. И хотя оружия при нем не оказалось, это все равно может стать отягчающим обстоятельством, отмечают юристы.

Ранее судимый за порчу имущества, Шаповалов находился на борту в состоянии сильного алкогольного опьянения. Как он мог быть допущен сотрудниками аэропорта и авиакомпании к посадке, остается неизвестным.

«Аэрофлот» занимает сверхжесткую позицию в отношении дисциплины пассажиров — это касается и вопросов посадки, и опозданий, к которым компания проявляет нулевую терпимость, и размеров ручной клади. Может быть, в некоторых аспектах даже неоправданно жесткую. Поэтому безосновательно предполагать, что «Аэрофлот» мог как-то проворонить очевидно неадекватного человека», — рассказал Forbes генеральный директор консалтинговой фирмы «Инфомост» Борис Рыбак.

 

Однако авиакомпания не является медицинским учреждением, выдающим справки о степени опьянения, — оценка поведения пассажира носит субъективный характер, продолжил эксперт. Если человек на регистрации ведет себя мирно, нет повода отказать ему в проходе на борт — не существует закона, запрещающего перевозку нетрезвых пассажиров.

Схожую точку зрения высказал исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев: «У сотрудников аэропорта и авиакомпании есть полномочия не допустить пассажира к посадке, но может не оказаться причин. Другими словами, человека могло «развезти» уже во время полета. Или он пронес с собой алкоголь и продолжил выпивать на борту. Только изучение записей камер наблюдения аэропорта поможет установить, правильно действовали сотрудники на земле или нет».

 

Спустя непродолжительное время после взлета Шаповалов объявил о том, что имеет при себе пистолет, и потребовал совершить перелет в Афганистан. Захватчик также попытался прорваться в кабину пилотов. Самолет с 69 пассажирами на борту изменил курс и произвел посадку в международном аэропорту Ханты-Мансийска.

Наличие на борту дебошира не всегда приводит к незапланированной посадке, отметил Пантелеев. Может быть принято решение нейтрализовать неадекватного пассажира, например связать или привязать к креслу. Однако если хулиган угрожает безопасности воздушного судна и жизни других пассажиров, экипаж обязан принять экстренные меры, не провоцируя потенциального террориста.

«Даже если человек очевидно пьян и не в себе, у командира воздушного судна нет возможности наверняка оценить степень реальности его угроз. Если человек будет заявлять о бомбе или пистолете, экипаж отнесется к его словам со всей серьезностью. Ему не будут прекословить или провоцировать. Понятно, что долететь до Афганистана невозможно, если борт заправлен для перелета Сургут — Москва, поэтому самолет и совершил посадку в Ханты-Мансийске», — объяснил исполнительный директор агентства «Авиапорт».

 

После посадки самолет «Аэрофлота» был отбуксирован на дальнюю стоянку и блокирован спецназом Росгвардии. Шаповалов был задержан поднявшимися на борт сотрудниками регионального управления ФСБ. Сопротивления угонщик не оказал, оружия при нем не оказалось.

Уральское следственное управление на транспорте СКР возбудило уголовное дело по статье 211 УК РФ «Угон воздушного судна». Пункт «в» второй части статьи гласит, что угон, сопряженный с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, или угрозой применения такого насилия, наказывается лишением свободы сроком от 7 до 12 лет.

«Вопрос в том, насколько реальной воспринималась угроза применения оружия пассажирами и экипажем. Если исходить из того, что авиатранспорт — сам по себе объект повышенной опасности, окружающие с высокой вероятностью воспринимали слова задержанного как действительную угрозу. В этом случае угроза применения оружия может стать квалифицирующим признаком. И тот факт, что оружия не было, и это процессуально зафиксировано, не будет играть роли», — объяснил партнер юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+