Согласно прогнозам Deloitte, к 2022 году объем расходов на мировом рынке здравоохранения достигнет $10,059 трлн. Такие компании, как Google, Apple и Microsoft, станут одними из ключевых участников рынка.
Персонализированная медицина
У каждого человека заболевание протекает по-разному, поэтому нужно учитывать индивидуальные особенности каждого пациента. Персонализированный подход предполагает не только лечение, но и профилактику, что значительно снижает расходы государства на сектор здравоохранения. По данным Healthcare Finance, в год индустрия здравоохранения тратит порядка $2,5 млрд на неэффективное лечение. Еще в 2015 году в США была принята программа Health Precision Medicine Initiative (генетические исследования групп людей с последующим мониторингом их здоровья), на которую потратили $215 млн. Китай также планирует вложить более $3 млрд до 2030 года в развитие персонализированной медицины.
Практика персонализированного подхода в медицине становится возможна за счет изучения и использования генетических данных пациентов, доступа к Big Data, а также технологий «интернета медицинских вещей» (Internet of Medical Things, IoT), которые помогают мониторить здоровье пациента и контролировать профилактику.
Генетические данные
Наличие данных о ДНК пациента позволяет более эффективно назначать ему лечение, что значительно снижает затраты на фармацевтическое обеспечение и терапию. Согласно исследованиям ученых UniSA, фармакогенетическое (PGx) тестирование позволит сэкономить порядка $2,4 млрд ежегодно, и это только в Австралии.
Фармацевтические компании стремятся разработать методы лечения на основе ДНК-анализа, а также пробуют удалить гены наследственных болезней (в 2017 году человеческие эмбрионы были успешно «отредактированы» с помощью инструмента редактирования генов CRISPR). На фоне растущего интереса к генетическим данным со стороны медицинских компаний поднимается вопрос безопасного хранения этих данных. Связано это с тем, что данные находятся в свободном доступе и могут быть использованы во вред человеку, которому они принадлежат (например, в качестве повода для дискриминации при приеме на работу).
По этой причине такие компании, как Embleema и Nebula Genomics, начали использовать технологию блокчейна, чтобы помочь пациентам сохранить контроль над своими собственными данными. На этих платформах пациент может запросить исследование своего генома и самостоятельно контролировать типы исследований, которые будут проведены над его ДНК-данными. Дальнейшее распространение информации об этих исследованиях тоже зависит от решения человека.
Медицинские технологии
К 2021 году мировой рынок медтеха достигнет $280,25 млрд, а глобальный объем продаж медтехники составит $522 млрд. Несмотря на положительные тенденции в сфере здравоохранения, рост затрат на медицинский сектор требует нацеленной работы на их сокращение. Большинство технологий, таких как искусственный интеллект (ИИ) и IoMT, помогут не только улучшить качество медицинских услуг, но и снизить расходы на здравоохранение.
Искусственный интеллект
На данный момент искусственный интеллект — одна из самых востребованных технологий. По оценкам Frost & Sullivan, рынок ИИ для ИТ-приложений в здравоохранении к 2019 году превысит $1,7 млрд, а к 2021 году он достигнет отметки в $6,6 млрд.
Сейчас ИИ помогает в анализе медицинских изображений (компьютерный помощник, созданный компанией Enlitic, осуществляет поиск паттернов, характерных для заболевания), подборе индивидуального лечения (система KIBIT от Fronteo Healthcare анализирует симптомы и индивидуальные показатели пациента) и в создании лекарств (Atomwise ищет оптимальную формулу лекарства). Согласно исследованию Accenture, эффективное применение ИИ только для снижения погрешности в дозировках лекарств позволит здравоохранению США сэкономить порядка $16 млрд к 2026 году.
В 2019 году Google DeepMind планируют провести клинические испытания продукта, который будет использовать ИИ для определения порядка 50 различных заболеваний глаз только на основе одного снимка. Apple намерена развивать программные платформы ResearchKit и CareKit, которые помогают в сборе более точных данных для исследователей и пациентов.
Инструменты электронного здравоохранения
Спектр применения IoMT очень широк: от дистанционного наблюдения за пациентами до интеллектуальных датчиков и медицинских гаджетов (фитнес-браслеты, «умные» пластыри для диагностики состояния здоровья и т. д.). По оценкам аналитиков Deloitte, к 2022 году объем рынка IoMT достигнет $158 млрд.
Главным драйвером рынка IoMT станут пациенты из группы риска, которые нуждаются в устройствах, способных гарантировать своевременный прием лекарства, измерение показателей состояния здоровья, установку оповещений и т. д. В конце 2018 года компания Apple представила Apple Watch Series 4, которые контролируют частоту сердечных сокращений, дыхание в покое и в движении и т. д.
Помимо этого, компания Apple в рамках бета-версии iOS 11.3. включила медицинские записи пациентов в свое приложение для здоровья. Сотрудничая с поставщиками медицинских услуг и клиниками, пациенты теперь могут просматривать свои медицинские записи от нескольких поставщиков на одной платформе.
Big Data
Ожидается, что мировой рынок Big Data в области здравоохранения в 2023 году достигнет $9,5 млрд. Благодаря мобильным технологиям и интернету вещей пациенты могут собирать данные о своем здоровье и делиться ими со своим врачом (например, приложения HealthKit от Apple или Health Vault от Microsoft).
В будущем история всех медицинских действий с самого рождения человека будет храниться в электронной базе. Разработанный единый стандарт FHIR HL7 позволяет операторам медицинских данных вести запись информации в электронной медицинской карте в едином формате. Стандарт будет все глубже интегрироваться на медицинском рынке. Он помогает привести данные к единому виду, что позволит крупным медицинским компаниям их использовать. Алгоритмы машинного обучения будут оперативно выдавать прогнозы и рекомендации для пациента и его лечащего врача. Эксперты Deloitte Center прогнозируют, что уже к 2020 году благодаря гаджетам пациенты будут знать о своем здоровье практически все и смогут лично участвовать в выборе оптимального лечения.
Сейчас фармпроизводители стремятся получить доступ к медицинским данным пациентов. Например, в 2018 году фармхолдинг Roche приобрел стартап Flatiron Health, специализирующийся на сборе клинических данных онкологических пациентов, за $2 млрд. Исследования в области диабета проводят компании AstraZeneca и Sanofi, а Pfizer и Bristol-Myers Squibb занялись исследованиями в сфере профилактики инсульта — и все это на основе сбора и использования реальных данных о заболеваниях.
Тем временем в России: коммерческая медицина и врачи-блогеры
В конце 2017 года Счетная палата зафиксировала увеличение тарифов на ряд услуг, оказываемых больницами в рамках системы ОМС, на 26-39%, что только стимулировало рост числа обращений пациентов в частные клиники.
По данным РБК, 9% опрошенных с доходом свыше 75 000 руб./мес. обслуживаются только в частных клиниках, а по данным ОНФ, общее число потребителей платных медицинских услуг в России возросло до 50%.
Если раньше частный сектор медицины ориентировался на расширение профиля оказываемых услуг, то сейчас меняются сами принципы работы частных клиник: следование основам доказательной медицины, новейших научных данных и методик, которые до сих пор не практикуются в государственных больницах.
По данным «РБК Исследования рынков», наибольшую долю в обороте российского рынка платных медицинских услуг занимает ГК «Мать и дитя» (2,33% оборота рынка), на втором месте «Медси» (1,87%), на третьем — Европейский медицинский центр (1,73%).
Врачи используются блоггинг как способ повысить свой рейтинг и привлечь новых клиентов. На Западе врачи зачастую не просто ведут блог, но даже имеют собственный сайт (Scienceroll венгерского врача-футуриста Берталана Меско, блог американский врача-педиатра Роба Ламбертса), а в западных медицинских школах студенты изучают основы блоггинга. В России такая практика только набирает обороты. Осенью 2018 года в Казани прошла Школа медицинского лектора, где врачей обучали ораторскому мастерству и правилам ведения социальных сетей.
Сейчас в российском интернет-пространстве активно развиваются каналы GastroPub гастроэнтеролога Алексея Головенко, канал врача-патолога Realpathology, канал не врачей, но очень грамотных журналистов Namochimantu, страничка онколога Ильи Фоминцева и другие.
В 2019 году поставщики «умных» технологий, такие как Apple, Google и Microsoft, имеют все шансы стать одними из ключевых игроков на рынке медицинских услуг посредством разработок в сфере IoMT и ИИ, которые способствуют все большей интеграции этих компаний на медицинском рынке. Персонализированная медицина станет основой взаимодействия врача с пациентом, что позволит сделать лечение более адресным и точным. В России же, помимо заметного роста спроса на платные медицинские услуги, ожидается взлет активности медицинских специалистов в онлайне.