К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как дорожные камеры превратились в источник нечестного дохода

Фото Александра Кряжева / РИА Новости
Фото Александра Кряжева / РИА Новости
Система видеофиксации стала нефтяной скважиной региональных бюджетов, а ее недостатки — удобными финансовыми инструментами

Министерство финансов подтвердило, что штрафы с камер автоматической фиксации нарушений ПДД, равно как и платная парковка, являются одним из источников пополнения регионального бюджета. Это прямо указано в методических рекомендациях органам исполнительной власти субъектов РФ, которые это ведомство выпустило на днях.

Опасная тенденция, так как финансовая составляющая штрафов неизбежно начнет превалировать над дорожной безопасностью и здравым смыслом. Напомню, почему камеры вообще так расплодились на наших дорогах: это произошло из-за искаженной (с моей точки зрения) статистики ГИБДД, которая в подавляющем большинстве аварий винит автомобилистов: «В России более 85% дорожно-транспортных происшествий происходит по причине нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств. На долю таких происшествий приходится более 80% погибших и более 90% раненых».

Складывается впечатление, что если принудить водителей различными способами идеально соблюдать ПДД, то смертность на дорогах можно сократить на 80%. Но это не так.

 

В регионах с развитой системой фотовидеофиксации нарушений действительно отмечается снижение числа погибших и раненых на дорогах, однако уже сейчас можно утверждать — на примере Москвы и Московской области как регионов с максимальной плотностью камер, — что кривая смертности стабилизируется на отметке снижения в среднем 30%. Прошло уже 10 лет с момента внедрения системы автоматической фиксации нарушений и, вероятно, это ее предельная эффективность.

Так как улучшить статистику больше не получается, начинается постепенная деградация идеи и подмена понятий. На первый план выходит «план по штрафам». Минфин предпочитает более политкорректные формулировки: «Активизация работы по выявлению потенциальных доходных источников бюджетов». Но суть от этого не меняется: в 2018 году запланировано поступление в московский бюджет 28 млрд рублей «штрафных» денег. Это превышает совокупный бюджет некоторых городов-миллионников.

 

Поскольку камеры официально становятся источником пополнения бюджета, нерешенные проблемы действующей системы автоматической фиксации нарушений превращаются в своего рода финансовые инструменты. Имею в виду следующие проблемы:

— Презумпция виновности водителя (п.1.5 КоАП РФ). Это самый главный пункт, который волнует людей. Дело в том, что власти даже не утруждают себя в сборе доказательств вины водителя. Зачем их собирать, если он сам должен доказывать свою невиновность?

— Полное или частичное отсутствие доказательств вины водителя в конкретном правонарушении. Ряд новых моделей камер даже и не предполагают сбор подобных цифровых данных по умолчанию.

 

— Частные камеры. Например, в Свердловской области за каждое зафиксированное правонарушение частная компания получает вознаграждение около 270 рублей. Заплатит нарушитель, не заплатит или заплатит со скидкой 250 рублей — неважно. В итоге за каждого нарушителя бюджет Свердловской области фактически доплачивает частникам.

— Неразумные ограничения скорости и полное отсутствие инструментов у водителей, чтобы на это повлиять. Почему, скажем, на автобане на Дмитровском шоссе за МКАД, где 10 полос движения, разделенных отбойником, и искусственное освещение, установлен знак «60» и висит пять камер?

— Неудобная аналоговая система обжалования штрафов, функционирующая по принципу «лучше заплати и не мотай себе нервы». Например, обжалование осуществляется по месту нарушения: пишите бумажные письма областным ГИБДД. Чрезвычайно низкие шансы на отмену: только одно постановление из десяти отменяется московскими судьями.

— Откровенное жульничество с измерительными приборами или небрежность исполнителей. Достаточно повесить камеру не под тем углом или не на той высоте, чтобы она неправильно мерила скорость.

Превращение системы автоматической фиксации нарушений в дойную корову сводит к нулю шансы на исправление ситуации. Наоборот, ошибки и нелепые ограничения становятся выгодны бюджету. Значит, «потенциальные источники дохода», то есть обычные автомобилисты, будут сталкиваться со все большим количеством сравнительно честных способов отъема денег. «Письмо счастья» в почтовом ящике или СМС от приставов о списании денег с банковского счета — самый доходчивый ответ на вопрос, зачем на скоростной магистрали стоит знак «50».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+