Специальные экономические меры, введенные Россией в ответ на санкции Украины, затронут 322 украинских гражданина и 68 компаний — соответствующее постановление правительства подписано премьер-министром России Дмитрием Медведевым. По мнению опрошенных Forbes экспертов, анонсированные контрсанкции являются скорее демонстрацией силы, чем ее практическим применением.
Среди фигурантов «черного списка», чьи денежные средства, бездокументарные ценные бумаги и имущество будут заморожены на территории России, значатся депутаты Верховной рады, судьи Конституционного суда, крупные предприниматели, руководители органов исполнительной власти. Среди них спикер Верховной рады Андрей Парубий, глава партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко, глава Минобороны Степан Полторак, глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев, металлургический магнат Виктор Пинчук. Попали в список и одиозные Дмитрий Ярош и Мустафа Джемилев, лидеры запрещенных в России организаций «Правый сектор» и «Меджлис крымско-татарского народа».
Среди юридических лиц — перечень предприятий химической промышленности: производители азотных удобрений «Остхем», «Азот», «Ривнеазот» бизнесмена Дмитрия Фирташа, чье имя в списке не значится; «ДнепрАзот» Игоря Коломойского; государственный производитель гербицидов «Смолы» и монополист «УкрСпирт». Потеряли доступ к российскому рынку лидеры украинского аграрного сектора — зерновой оператор «Нибулон», крупнейший производитель курятины «Мироновский хлебопродукт». Попал под санкции ведущий украинский производитель медпрепаратов «Фармак».
«Не совсем понятна логика составления этого списка, — заявил Forbes сопредседатель киевского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. — Туда попали яркие русофобы или люди, чья антироссийская позиция была так или иначе замечена. Но, например, глава «Нафтогаза Украины» Андрей Кобалев — совсем не пропагандист. Более того, у него нет активов в РФ, а на переговоры в Россию он ездить отказывается. Да и российская сторона не горит желанием с ним общаться. Санкции против предприятий химической промышленности? Просто смешно: украинская химия российской не конкурент. Агрохолдинги? В России выращивается в два раза больше зерна, чем на Украине. Кроме того, на Украине отсутствуют субъекты, располагающие значимыми активами в России. Разве что бизнес Виктора Пинчука, который еще пытается торговать в РФ железнодорожными колесами, окажется под ударом».
«Если бы Россия действительно хотела поставить Украину на колени, то запретили бы поставки угля — свыше 60% твердого топлива на ТЭС идет из РФ. И заменить его нечем. Свернули бы поставки сжиженного газа, дизельного топлива — и Белоруссии тоже запретили бы его поставлять. Вот это был бы нокаутирующий удар. Анонсированные же меры — это игра мышцами, демонстрация силы. Впрочем, это только первая волна санкций, посмотрим, что будет дальше», — добавил Марунич.
По мнению политтехнолога, консультанта избирательных кампаний Барака Обамы и Ангелы Меркель Виталия Шклярова, контрсанкции в большей степени рассчитаны на «внутреннее потребление»: «Это такая символическая мера. В том числе попытка отыграться в медийном пространстве: в последний месяц, когда Россию не пустили обратно в Совет Европы (ПАСЕ) усилиями украинской делегации; когда Киев получил прямой ответ от Варфоломея о том, что будет дан томос о независимой церкви и это произойдет в скором времени — российской власти важно продемонстрировать, что Россия легко может справиться с Украиной».
Контрсанкции также могут быть попыткой оказать влияние на грядущую президентскую кампанию: выборы главы государства состоятся на Украине 31 марта 2019 года. «Попытка создать дискомфортную, давящую атмосферу в преддверии выборов. Косвенно санкции скажутся на трудовой миграции, а это очень важная тема для огромного числа украинцев. Хотя напрямую это не следует из документа, но со страной, которая находится под санкциями, автоматически ужесточается визовый режим. Не секрет, что Россия имеет в Украине агентов влияния, лоббистов своих интересов. Так что это может быть далеко идущей политической игрой», — подытожил Шкляров.
Москва готова отказаться от контрсанкций, если отношения между странами начнут улучшаться. Это может произойти, «если мы в обозримой перспективе дойдем до того момента, когда мы все-таки начнем принимать меры по нормализации и деэскалации напряженности в наших двусторонних отношениях», — цитирует ТАСС слова пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова.
Анонсированные санкции едва ли будут способствовать разрядке и не вынудят Украину пойти на попятную, полагает руководитель практики разрешения споров московского офиса Herbert Smith Freehills Алексей Панич: «В ситуации, когда одно государство вводит санкции против другого, оно, конечно, готовится к ответным шагам. Это было ожидаемо, поэтому едва ли российские контрсанкции вызовут какую-то панику на Украине. Отменять свои ограничения, демонстрируя политическую слабость, они, конечно, не будут».
Схожего мнения придерживается Виталий Шкляров: «Помог ли «Закон Димы Яковлева» или уничтожение запрещенных продуктов бульдозерами снять с России западные санкции? Нет, потому что дипломатия так не работает. Взаимное закручивание гаек вообще сложно остановить, никто не желает делать шаг навстречу первым».
Постановление правительства России о контрсанкциях было принято после вступления в силу указа «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации», подписанного президентом РФ Владимиром Путиным в конце октября текущего года. Ранее Москва не применяла подобных мер против Украины, хотя в 2016 году было приостановлено действие соглашения о зоне свободной торговли между странами.
Украина последовательно вводит санкции против Москвы в связи с резким обострением отношений между двумя странами после смены власти в Киеве в феврале 2014 года и последовавшим присоединением Крыма к России и появлением самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик.
Последний раз Украина ввела санкции в сентябре 2018 года, когда под ограничения попали три российские компании: «РЖД Логистика», «Промкомплекспласт» и «Газгольдер». Перед этим в августе Киев подверг санкциям 9 юридических и 22 физических лица из России за строительство Крымского моста.