К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Мастер по свету: кто и как делает самые масштабные мультимедийные шоу в России

Мастер по свету: кто и как делает самые масштабные мультимедийные шоу в России
25 июня на празднике выпускников «Алые паруса» в Санкт-Петербурге выступали Светлана Лобода, Cream Soda, Niletto и другие звезды, но запомнится это событие в первую очередь грандиозной концовкой в ночи — световыми столбами зенитных прожекторов, лазерными проекциями и 50 000 залпами салюта в акватории Невы, синхронизированными с проходом брига под алыми парусами

За эту часть праздника с 2005 года отвечает компания «Орион-Арт» Дмитрия Орликова, за плечами которого мультимедийные шоу Олимпиады в Сочи, саммита АТЭС во Владивостоке и G20 в Петергофе. В 2020 году «Орион-Арт», по данным СПАРК,  заработала 454 млн рублей выручки и почти 60 млн рублей чистой прибыли. Среди ее проектов в 2020 году тоже были «Алые паруса», прошедшие из-за пандемии без зрителей — только в телетрансляции. Но это не помешало шоу получить четыре золота и одно серебро на престижном мировом конкурсе Global Eventex Awards.

На «Алых парусах — 2021» зрители были, но в ограниченном количестве — только выпускники школ Петербурга под присмотром преподавателей и многочисленных полицейских и сотрудников Росгвардии. Дмитрий Орликов приехал из Москвы в Санкт-Петербург за неделю до шоу и успел к финальной части работ, которые проводила на площадке его команда: монтировала пиротехнику, прожекторы, устанавливала связь и настраивала компьютерные системы. В представлении было задействовано пять основных площадок: Стрелка Васильевского острова, Петропавловская крепость, Дворцовая набережная, баржи с понтонами на Неве и Троицкий мост. Последний — самый сложный объект для создателей шоу. Во-первых, монтаж там ведется без перекрытия движения, поэтому необходимо обеспечить максимальный уровень безопасности. Во-вторых, навешиваемые на разводной мост конструкции должны учитывать множество факторов, например работу противовесов или силу ветра до штормового уровня.

Действующая схема расстановки всего оборудования, по словам Дмитрия Орликова, была нарисована на салфетке в одном из кафе еще в 2005 году. С годами она дополнялась более современной техникой, понтонами, росло количество зарядов, Троицкий мост из места хранения инструментов в подсобках стал полноценным участником шоу с пиротехническим водопадом. 

 

Первое крупное мультимедийное шоу власти Санкт-Петербурга решили провести в 2003 году, но иностранные специалисты, которым достался заказ, не учли белых ночей и при его проведении зрители ничего выдающегося не увидели. В это же время команда Орликова успешно провела свое шоу на открытии отеля «Таллион» на углу Невского и Мойки известного в городе предпринимателя Александра Ебралидзе. «Получилось так, что одно мероприятие провалилось, а другое выстрелило. После этого нас привлекли к работе над «Алыми парусами», — рассказывает владелец «Орион-Арта».

Выпускник Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева начал работать с пиротехникой в начале 1990-х, сначала это было хобби, но после первого заказа от Hewlett-Packard в 1991 году хобби начало превращаться в бизнес. За 10 минут шоу американской компании, открытого для публики, российские организаторы заработали $2000. «Это были огромные деньги, — вспоминает Орликов. — Но и мы вложили в него много наших идей и разработок. Подготовкой и проведением шоу занимались около 15 человек, мы очень серьезно отнеслись к этой работе». Через две недели аналогичное мероприятие у Орликова заказала немецкая Siemens, за ней пришел бельгийский производитель автозапчастей Monroe. 

 

К корпоративным заказам стали добавляться государственные. В 1993 году Дмитрий Орликов начал сотрудничать с ныне не существующим концертным залом «Россия» в Москве, перед входом в него была заложена российская Аллея звезд, закладка каждой звезды тогда сопровождалась световым шоу и фейерверком. 

В 1994 году впервые в истории Орликов с командой провели свое шоу на Красной площади в день подъема флага России. Много работы давали концертные гастроли. В компании было сформировано две бригады, одна из них делала шоу на концертах Филиппа Киркорова, вторая — для группы «На-На» Бари Алибасова. «Лично я ездил на все гастрольные туры с Бари Каримовичем и получил огромный опыт, — говорит Орликов. — С ним было комфортно работать, делать большие и интересные проекты». До 2000 года, когда прошло глобальное обновление компьютерных систем, синхронизация света и пиротехники с музыкой делалась на слух и вручную, оператор должен был досконально знать программу и вовремя «бить по клавишам». Оснащенность и технологии в России были на одном уровне с западными, поэтому конкуренции с иностранными специалистами не было. С каждого крупного концерта создатели светового и пиротехнического шоу получали в среднем от $3000 до $4000. 

«Свет играет колоссальную роль на концерте, особенно если он проходит на открытом пространстве с десятками тысяч людей, — рассказывает Бари Алибасов. — Мы возили с собой два-три трейлера с оборудованием, это были очень большие расходы на создание яркого и необычного зрелища со светом, декорациями и безумными костюмами. Сейчас, к сожалению, это ушло с нашей эстрады». По мнению продюсера, сейчас организаторы концертов на всем экономят из-за проблем с посещаемостью. «На концерты ходит мало зрителей, практически нет аншлагов, — считает Алибасов. — Да и наелись все световым оформлением, декорациями и хорошей аппаратурой. Чтобы привлечь публику, надо ее удивлять, а сегодня это сделать нечем». 

 

Дмитрий Орликов говорит, что гастрольный рынок «практически мертв» с 2014 года: «Гастроли свелись к максимальному гонорару артистов и минимальным тратам на техническое обеспечение. Артист дает концерт для телевидения на крупной столичной площадке, а дальше уже ездит с его лайт-версией». 

Компания «Орион-Арт» за все время провела 8000 проектов. С 2000 года после появления компьютерных систем управления всеми процессами шоу количество заказов стало нарастать как снежный ком. К тому времени в компании поменяли самодельное оборудование на импортное, сам Орликов поработал на крупных проектах за границей, в качестве привлеченного специалиста участвовал в подготовке шоу с известным медиадизайнером Гертом Хофом. «После этого я уже по-другому смотрел на технологии и дизайн, узнал, как делается шоу совместно с телевидением, как происходит синхронизация с музыкой, — говорит владелец «Орион-Арта». — Это огромный опыт, который, по сути, привел к таким мероприятиям, как «Алые паруса» или международные саммиты». 

В 1999 году весь мир отмечал миллениум масштабными световыми и пиротехническими шоу. Захотели провести подобный праздник и московские власти. Для его организации и проведения чиновники пригласили Герта Хофа, Орликов, проработавший с немцем почти два года, был уверен, что станет его партнером, но Москва заключила контракт с другой российской фирмой. Орликову было обидно, но работы хватало и без столичного заказа. В 2000-е шоу для своих сотрудников начали массово проводить крупные корпорации, региональные власти. Был год, по словам Орликова, когда они сделали больше 1000 проектов. «Первые пять лет нового тысячелетия мы провели в постоянных гастролях», — вспоминает он. Затем шоу стало меньше, но они увеличились в масштабе и бюджете. В 2014 году «Орион-Арт» провел 500 мероприятий, в 2019-м — 150. 

В 2020 году компания сделала два крупных проекта: «Алые паруса» и подсветку Останкинской башни, выручка компании за год выросла почти вдвое, ее основатель говорит, что это было связано с диверсификацией бизнеса. «Пандемия сильно испортила бизнес, в прошлом году рынок рухнул почти на 80%, — рассказывает Орликов. — В этом году он начал оживать, но новые ограничения снова все остановили. Рынок стоит, из-за этого не развиваются и технологии». «Орион-Арт» осваивает новые направления, например, в 2017 году компания установила в Останкинской башне интерактивный мультимедийный комплекс, представляющий зрителям исторические и метеорологические данные и описание возможностей и конструкции башни. Один из элементов комплекса собирает в реальном времени данные силы и направления ветра на восьми уровнях башни и преобразует их в музыкальные композиции. «Каждому уровню замеров мы присвоили свой музыкальный инструмент, машина обрабатывает данные и создает музыкальные треки. Дует северный ветер — инструмент играет партию, типичную для северных регионов, сильнее ветер — плотнее звучание», — объясняет Орликов. У него есть идея сделать научную уличную композицию для более массовой аудитории.

Но пока его главными инструментами остаются свет и пиротехника. После салютов «Алых парусов» демонтаж оборудования занимает целый месяц, затем 15 автомобильных фургонов отвозят его в Москву для работы на других площадках. Уже в июле составляются листы закупок расходных материалов за границей для праздника выпускников следующего года, начинается работа над его концепцией, сценариями, дизайном, трехмерной анимацией. Согласование с заказчиком проходит с марта по середину мая, после чего начинается монтаж оборудования для очередного праздника выпускников.

 

Почему с 2005 года «Алые паруса» делает исключительно «Орион-Арт» и его организаторы не меняют исполнителей? «Мы работаем по контракту с телекомпанией «Пятый канал», которая осуществляет трансляцию и организацию шоу «Алые паруса», и имеем хороший результат за все годы», — объясняет Дмитрий Орликов. Конкуренты ему не мешают. «Все крупнейшие фирмы в отрасли дружат между собой, у каждой свои проекты, — говорит Вячеслав Трапенок, генеральный директор и творческий руководитель фирмы «Пиротехнические дворы Петергофа». — «Алые паруса» — очень сложная работа, Дима и его команда делают ее идеально». 

Виктор Юльев для Forbes

«Алые паруса» — крупнейшее пиротехническое шоу в России. Оно длится 23 минуты, за это время отстреливается 50 000 зарядов с фейерверками.

Виктор Юльев для Forbes

Зенитные прожекторы в кофрах готовят к установке. Мощность каждого — 7 кВт. Всего в шоу будет использовано 50 прожекторов, 30 из них будут работать на понтонах, 20 — на Троицком мосту.

Виктор Юльев для Forbes

Часть пиротехнического и светового оборудования загружают на понтоны, которые будут установлены в акватории Невы. В ходе шоу оно будет запускаться и включаться с использованием специально выделенных радиочастот.

Виктор Юльев для Forbes

В шоу также задействовано пять барж длиной по 80 м, груженных песком и заряженных пиротехникой.

Виктор Юльев для Forbes

Троицкий мост организаторы начали полноценно использовать в представлении в 2012 году.

Виктор Юльев для Forbes

В 2021 году на Троицком мосту работали прожекторы, запускались фейерверки и пиротехнический огнепад. Раньше на мосту устанавливали лазеры, но на этот раз они в сценарий не попали.

Виктор Юльев для Forbes

В ходе шоу эти установки под управлением цифровой программы по заданному тайм-коду отстреливают заряды и по системе револьвера подают к выстрелу новые.

Виктор Юльев для Forbes

Пиротехнические мортиры хранятся на берегу без зарядов, заряжать их будут в месте установки, конкретно эти — на барже.

Виктор Юльев для Forbes

В 2021 году организаторы добавили в шоу патриотизма. Раньше бриг на празднике выпускников ходил только под алыми парусами, на этот раз на носу появилось два паруса белого и синего цвета.

Виктор Юльев для Forbes

Проход парусника длится примерно восемь минут, за это время выстреливается 15 000 пиротехнических зарядов. Свет и пиротехника синхронизованы не только с музыкой, предусмотренной сценарием, но и с его проходом.

Виктор Юльев для Forbes

Схема расстановки оборудования такова, что позволяет видеть происходящее на шоу с любой точки вокруг него в радиусе 3 км.

Виктор Юльев для Forbes

Из-за особенностей проведения шоу в Санкт-Петербурге с его белыми ночами фейерверки закупаются с самыми яркими цветами.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+