«Победы гражданского общества». Когда протесты в России приводили к результатам
Свердловский губернатор Евгений Куйвашев предложил исключить сквер у Театра драмы в Екатеринбурге из списка площадок, которые будут рассматриваться для строительства храма Святой Екатерины. Куйвашев сослался на данные опроса ВЦИОМ, согласно которым 74% горожан считают, что место для храма выбрано неудачно, а 58% — что религиозный объект нужно построить в другом месте. «Эти данные показывают, что при подборе площадки допущены ошибки, не было в полной мере учтено мнение горожан», — отметил губернатор.
За несколько дней до этого власти региона настаивали, что строительство ведется на законных основаниях. Слова губернатора последовали после нескольких дней уличных акций протеста. Акции против строительства храма начались 13 мая: недовольные горожане повалили ограждающий стройплощадку забор. Оттеснить протестующих удалось бойцам академии единоборств РМК (Русской медной компании, одного из спонсоров строительства). В последующие дни противостояние нарастало: к месту строительства был стянут ОМОН из Нижнего Тагила и Челябинской области. За несколько дней были задержаны около 100 человек, арестованы — 30.
Комментировать ситуацию 16 мая пришлось президенту Владимиру Путину. Он заявил, что если среди местных жителей пройдет опрос о строительстве храма, то по результатам меньшинство должно будет подчиниться большинству. «Как правило, люди просят, чтобы храм построили. А здесь кто-то возражает. Но все имеют право на собственное мнение», — сказал президент.
Ситуация, когда власти меняли бы позицию после протестов, не очень часты в новейшей истории России, так что фраза «очередная победа гражданского общества» даже обрела иронический оттенок. Forbes вспомнил громкие случаи, когда протестная активность приводила к результатам на федеральном, региональном и местном уровнях.