К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Правда и гривна: чем отличился премьер Украины

Фото Petr David Josek / AP / TASS
Фото Petr David Josek / AP / TASS
Премьер Украины Арсений Яценюк ушел, так и не решив подавляющее большинство проблем, стоящих перед экономикой Украины. Но были и позитивные моменты

Главной и самой болезненной украинской проблемой остается энергетическая зависимость от России, в первую очередь — газовая. Именно это направление стало самым провальным в деятельности правительства. Не было успехов и в сельском хозяйстве, где ситуация продолжает ухудшаться.

Forbes нашел и позитивные моменты в деятельности кабинета. Все они связаны с финансовой сферой.

ТЭК

27 февраля 2014 года временно исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов подписал указ о назначении Арсения Яценюка главой правительства. В этот же день Яценюк поручил Министерству энергетики и угольной промышленности взять под контроль обеспечение поставок газа на Украину и сам плотно занялся этим вопросом. Череда громких заявлений об избавлении зависимости от российского газа не привела Яценюка к реальным результатам.

 

В начале своего премьерства, в марте 2014 года, Яценюк заявил, что европейские страны смогут обеспечить поставки газа для Украины по цене на $150 ниже российской. Тогда же он сказал, что Евросоюз сможет осуществлять поставки на Украину до 25 млрд кубометров газа в год, а затем и вовсе пообещал, что поставки газа из ЕС полностью заместят российские.

В итоге цена российских и европейских поставок оказалась одинаковой, а обеспечить желаемый объем поставок не удалось.

 

По данным Государственной службы статистики Украины, в 2015 году страна импортировала 16,5 млрд кубометров газа, из них только 63% пришлось на поставки из ЕС, остальное продал «Газпром». Разница в цене составила всего $1 в пользу российского газа.

Яценюк в начале 2014 года настаивал на том, что Украина должна развивать собственную добычу газа в целях энергетической безопасности и призывал иностранные компании помочь Украине с добычей сланцевого газа. Но одновременно с этим премьер решил и повысить налоги на добычу нефти и газа внутри страны: этого требовало ужасающее состояние государственного бюджета. В результате в 2015 году добыча природного газа на Украине сократилась на 3,1% — до 19,2 млрд кубометров, подсчитала Государственная служба статистики Украины.

Вслед за падением цен на нефть постоянно снижалась и цена природного газа, в том числе и по контрактам «Газпрома» и «Нафтогаза Украины». В первом квартале этого года российский газ обходился украинским потребителям лишь в $212 за тысячу кубометров, а новые поставки возможны дешевле $180 за тысячу кубометров. То есть только за прошлый год стоимость поставок снизилась более чем на 20%. Но из-за сильной девальвации гривны для украинских потребителей газ стремительно дорожает второй год подряд: с начала 2014 года его цена выросла более чем втрое.

 

В апреле 2014 года Яценюк говорил, что Украина рассматривает возможность «совместной модернизации и эксплуатации» газотранспортной системы со странами Европы при участии американских инвесторов. До настоящего момента никаких консорциумов создано не было, европейские компании не раз заявляли, что им неинтересно участвовать в эксплуатации украинских газовых сетей.

Сельское хозяйство

Всерьез Украина озаботилась аграрной сферой еще во время президентства Виктора Януковича, но значение для страны этой отрасли только выросло после победы Майдана и начала вооруженного конфликта на Донбассе — в основном промышленном регионе страны.

quote_block node/317567Перспективы неплохие: пахотные земли занимают больше половины территории страны, на аграрную отрасль сейчас приходится около 12% ВВП. Однако глубокая девальвация гривны слабо стимулирует даже экспортно-ориентированные отрасли сельского хозяйства. В этом году производство пшеницы должно сократиться на 5%, до 56,8 млн тонн, а экспорт зерновых упасть более чем на 6%, до 32,2 млн тонн, прогнозирует «Украинский клуб аграрного бизнеса» (УКАБ).

Расходы аграриев на весеннюю посевную кампанию только в этом году выросли на 34%, жаловался генеральный директор УКАБ Тарас Высоцкий. Фермерам не хватает оборотных средств, при этом они не могут кредитоваться в банках: ставки кредитов доходят до 25% годовых, а банки очень щепетильны при выборе залогов.

Соглашение об ассоциации Украины с Европой, которое отказался подписывать Виктор Янукович и которое спустя полгода подписали его преемники, практически не помогает украинскому бизнесу. Хотя Европа еще в 2014 году выделила квоты на беспошлинную поставку продукции украинских аграриев в Евросоюз, они оказались слишком малы, чтобы оказать хоть какой-либо значимый эффект. Например, украинские производители могут экспортировать в Европу всего 1 млн тонн зерна, хотя ежегодный объем экспорта составляет около 30 млн тонн. То же самое и с другими товарами. Хотя на Украине производится около 750 000 тонн мяса птицы, в ЕС можно продать только 40 000 тонн, из 2 млн тонн производимого сахара — только 20 000 тонн. К тому же в Европе действуют куда более жесткие, чем на Украине, стандарты, а конкуренция и без этого высока.

 

Помощь США также ограничивается в основном словесными интервенциями. Хотя вице-президент Соединенных штатов Джо Байден и обещал сделать из Украины «аграрную сверхдержаву», пока сельскохозяйственный сектор Украины работает лишь наполовину своей мощности. Причина — устаревшие методы и технологии, говорил министр аграрной политики и продовольствия Украины Алексей Павленко.

«В большинстве случаев рынки, которые были открыты, они и так открыты, а те, которые закрыты, они остаются закрытыми», — заявил агентству Reuters глава Украинского клуба аграрного бизнеса Алекс Лисситца. Европейский рынок не смог компенсировать потери украинского сельского хозяйства от закрытия российского рынка, которые клуб оценивает в $1 млрд в год.

Кризис вынуждает фермеров переходить к решительным действиям и становится оружием в политической борьбе. В марте у Верховной рады митинговали аграрии, требуя отменить новый режим возмещения НДС в аграрной отрасли, а 8 апреля депутат Олег Ляшко привел к зданию украинского правительства пять коров и потребовал повысить закупочные цены на молоко.

Экономика и финансы

В этих сферах правительством Украины были достигнуты определенные успехи. Перед Арсением Яценюком стояли, без преувеличения, титанические задачи: остановить падение ВВП, разобраться с долгами и удержать курс гривны. С последней задачей правительству Арсения Яценюка удалось справиться за последний год лучше, чем российскому правительству Дмитрия Медведева. Курс гривны к доллару за год вырос на 13%, в то время как курс рубля к доллару упал на 30%.

 

В плюс правительству Яценюка можно поставить то, что при нем была подписана четырехлетняя программа финансовой помощи Украине, которая была утверждена советом директоров МВФ 11 марта 2015 года. Программа предусматривает выделение фондом $17,5 млрд, а всеми международными кредиторами за четыре года ─ $40 млрд. В 2015 году Киев уже получил более $6,7 млрд. «За год цифра валового внешнего долга страны сократилась на $23,5 млрд. На 16,5% мы сократили долг. Мы сократили государственный и гарантированный долг еще почти на $7 млрд», — хвастался премьер.

Яценюку удалось добиться реструктуризации украинского долга перед всеми кредиторами, кроме России, отказавшейся идти на условия, с которыми согласились все остальные. Россия претендовала на лучшие условия, чем другие, однако Яценюк отказался пойти на это, пригрозив мораторием. Украина должна России $3 млрд, полученных при Януковиче в самом начале Майдана. И Яценюк, и другие лидеры тогдашней оппозиции называли этот транш взяткой со стороны России за отказ Януковича подписать соглашение о евроассоциации и не изменили этого мнения до сегодняшнего момента. Разбирательства по этому долгу должны начаться в скором времени в Высоком суде Лондона, куда с соответствующим иском обратилась Россия.

Однако на этом успехи и заканчиваются. Уже через несколько месяцев после подписания программы сотрудничества Украины и МВФ вопрос ее выполнения повис на волоске. Каждый новый транш страна получала с большими задержками от утвержденного графика: проверяющие со стороны МВФ каждый раз отмечали недостаточный прогресс властей в реформировании экономики и борьбе с коррупцией. В феврале этого года глава фонда Кристин Лагард заявила, что сторонам будет сложно продолжать сотрудничество, если Украина все-таки не продемонстрирует заметных успехов на антикоррупционном фронте.

Правительству так и не удалось остановить падение ВВП, который, по оценкам Национального банка, только в прошлом году сократился на 10,5%. За прошлый год, по данным официальной статистики, на 22,2% снизились и реальные доходы украинцев. Население страны перестало сберегать средства. Согласно данным ведомства, в 2015 году большую часть в структуре доходов украинцев составляла зарплата (39%), а также социальная помощь и трансферты (37,8%), причем первый показатель сокращается, а второй растет.

 

Сложности с проведением масштабной приватизации, конфликты с парламентом и соратниками президента Порошенко также стали большими минусами в работе правительства. Они вылились в проблемы с кадровым составом, ярким примером которого стал уход министра экономического развития и торговли Украины Айвараса Абромавичуса, который занимался приватизацией активов. Намеченное еще на прошлый год начало большой распродажи государственного имущества, которая предполагала продажу более 250 предприятий, было перенесено на 2016 год. «Идет борьба за влияние на государственные активы. Парламент полтора года не поддерживает решение о проведении прозрачной приватизации», — говорил Яценюк.

Несмотря на «европейский курс», торговля с ЕС в долларовом выражении сокращается. Только в прошлом году украинский экспорт в Евросоюз снизился с $17 млрд до $13 млрд. Стремительно сокращаются и поставки в Россию, в чем, впрочем, немалая доля вины лежит на российских властях, регулярно запрещающих поставки то одного, то другого вида товаров. По данным российской таможенной статистики, украинский экспорт в Россию с 2013 года упал с $15,9 млрд до $5,5 млрд в 2015 году. Российские поставки на Украину снизились за два года с $15,2 млрд до $9 млрд. 

В целом объемы международной торговли на Украине всего за два года сократились более чем вдвое. Альтернативные рынки Арсений Яценюк призывал искать в Азии. 15 января 2016 года он опубликовал в Facebook схему движения поезда Украина-Грузия-Азербайджан-Казахстан-Китай и заявил, что это станет «новым направлением Шелкового пути». Тестовый поезд прибыл в пункт назначения на станцию Достык на границе Казахстана с Китаем 31 января 2016 года и с тех пор стоит, ожидая погрузки на запасном пути.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+