28 сентября объединенная следственная группа (Joint Investigation Team; JIT) сообщила первые результаты уголовного расследования по сбитому 17 июля 2014 года самолету Malaysia Airlines. Он потерпел крушение на востоке Украины, где шли бои. Это был рейс MH17 — из Амстердама в Куала-Лумпур. На борту находилось 298 человек; все они погибли.
Члены JIT — представители Нидерландов, Малайзии, Украины, Бельгии, Германии, Австралии — сначала встретились с родственниками погибших, затем — с журналистами. Пресс-конференция шла в прямом эфире, ее материалы находятся в открытом доступе на нескольких языках, включая русский.
В публичном выступлении JIT сделала акцент на следующих моментах. Во-первых, доказательство того, что MH17 пострадал из-за ракеты, запущенной с земли. Изначально рассматривалось четыре сценария, включая версию Минобороны России «воздух-воздух» — гражданский лайнер мог быть сбит военным самолетом (на днях Минобороны от этой версии отказалось). Во-вторых, точное установление места, откуда стрелял БУК.
«Авиалайнер рейса МН17 был сбит ракетой серии 9M38, запущенной с самоходной огневой установки BUK-TELAR с сельскохозяйственного поля у поселка Первомайське. Район на тот момент находился под контролем пророссийских сепаратистов. Установка BUK-TELAR доставлена в Украину из России и, после того как была использована для атаки, возвращена [обратно]», — говорится в докладе JIT.
«Так и знали», — на удивление единогласно высказались сторонники самых разных версий. Одни устало сказали, что российский след был очевиден и два года назад. Другие разгневались: фальсификация, подлог, это все Украина!
Представитель МИД Мария Захарова разочаровалась: «Следствие предвзято и политически мотивировано. Сколько можно?» Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков пытался быть нейтральным, обтекаемо сформулировав, что доклад JIT нельзя считать «окончательной правдой». А сотрудник концерна «Алмаз-Антей» (производитель БУК) заявил, что JIT не так провела экспериментальный взрыв ракеты.
На пресс-конференции было много российских журналистов — Первый канал, «Россия», Russia Today, ТАСС, Рен-ТВ, Пятый канал, «Радио Свободы», «Новая газета». Вопросы, задаваемые преимущество государственными СМИ, в той или иной формулировке сводились к одному: почему вы сотрудничаете с Украиной и не сотрудничаете с Россией?
Один из членов JIT, прокурор Нидерландов Фред Вестербеке, сухо, но терпеливо отвечал: Украина — место происшествия, поэтому ее представители в группе (позиция Украины в JIT проговорена отдельно, ведь она тоже участник военного конфликта, из-за которого был сбит MH17, значит, заинтересованная сторона); в Россию идут вопросы, но многие из них до сих пор «висят в воздухе». Например, до сих пор нет ответа на запрос по первичной информации с радаров.
Был вопрос и про расследование крушения MH17 от концерна «Алмаз Антей» (суть сводится к тому, что стрелял БУК, который находится на вооружении украинской армии). Взяли его? Учли? Да, взяли, к делу подшили, но на выводы оно не повлияло.
Один из самых популярных вопрос по теме MH17 — «А почему Украина небо не закрыла?» — тоже звучал на пресс-конференции JIT. Журналист просил ответить представителя Украины. Но его опередил голландский прокурор: «Это не фокус расследования JIT».
Зато данную тему подробно изучил Совет безопасности Нидерландов, который обнародовал финальный отчет в октябре 2015 года. Если кратко: у авиарегулятора Украины были все основания закрыть воздушное пространство полностью, но он ограничил лишь высоту полетов.
Кстати, в одно и то же время с самолетом Malaysia Airlines в небе находилось еще несколько бортов. Трафик над Украиной всегда был насыщенным. Этот транзит выгоден и стране (в среднем давал $200 млн в год), и авиакомпаниям — маршрут выходил короче и дешевле. Совет безопасности Нидерландов указал и на ответственность авиакомпаний, которые уполномочены решать, по каким маршрутам летать или нет.
Сбитый пассажирский самолет надолго заполонил собой мировое информационное пространство: страдания родственников, страхи тех, кому предстояло куда-то лететь (пассажиры даже интересовались, а не летит ли самолет через Украину), санкции США и Европы против России, экономические потери, обложки ведущих журналов с самолетом и Путиным, грозные заявления политиков, жажда трибунала.
Но прошло два года, и все реакции — человеческая, общественная, политическая, экономическая — остались в прошлом. Объявленные вчера итоги расследования никого как бы и не удивили. СМИ написали об этом, но, например, на деловых ресурсах главными были статьи про проблемы с Deutsche Bank и заявление OPEC об ограничении добычи нефти. Обложки сегодняшних голландских газет пестрят аббревиатурой MH17, но фотографии/иллюстрации/картинки без надрыва — просто информационные.
Страшная история, в которой погибло почти 300 человек, необратимо переходит из hot topics в плоскость «скучных» юридических формулировок. Широкая общественность историю наверняка, подзабудет.
Расследование продолжится, говорит прокурор Вестербеке. Он не называет сроков и ничего не обещает. Лишь говорит, что впереди главная стадия — довести дело до суда и наказать преступников. Можно спекулировать на этих словах, выстраивать теории заговоров. Но есть родственники 192 погибших голландцев, а для 17-миллионной страны — это большая трагедия.
Российская власть по умолчанию придерживается позиции, что якобы задача следствия — оболгать Россию и прикрыть Украину. Но какой мотив у Голландии, Германии, Бельгии, Австралии и Малайзии изо всех сил выгораживать Украину? Его нет. Есть другой очевидный мотив: найти тех, кто убил их граждан. И если бы доказательства сложились иначе, то и о них было бы заявлено так же публично, как и сегодня про БУК, который притащили из России.
В радиусе следствия — примерно 100 человек, которые тем или иным образом могут быть связаны с нападением на авиалайнер или транспортировку БУК; их личности установлены, указано в докладе JIT.
А прокурор Вестербеке призывает к сотрудничеству свидетелей.«Следственная группа уделяет особое внимание вопросам безопасности свидетелей. Мы готовы принять всевозможные меры для гарантирования Вашей безопасности», — говорится на специальном сайте www.jitmh17.com. «Они ждут, что кто-то явится с повинной», — полагают основатели ресурса Bellingcat, который тоже занимается темой MH17.
Известно, что несколько групп родственников погибших подали иски против Украины, Малайзии, России и Malaysia Airlines. Три семьи из Германии считают, что виновата Украина, потому что не закрыла воздушное пространство.
Представители 33 жертв из Австралии, Новой Зеландии и Малайзии обратились с гражданской жалобой в ЕСПЧ против России и Владимира Путина. В качестве компенсации в иске указано требование выплатить по $10 млн представителям каждой из жертв.
В суд Чикаго от имени 18 семей погибших был подан иск к гражданину России Игорю Стрелкову (Гиркину) с требованием компенсации в размере $900 млн.
А что насчет трибунала? В прошлом году Россия заблокировала резолюцию Совбеза ООН по трибуналу. Но трибунал может быть создан на основе соглашения, заключенного между Украиной и международной организацией — ООН или Советом Европы, отмечает Марат Давлетбаев, руководитель международной практики адвокатского бюро Nektorov, Saveliev & Partners.
В качестве примеров он приводит Специальный суд по Сьерра-Леоне в 2002 году для расследования преступлений, совершенных в ходе гражданской войны, а также Специальный трибунал по Ливану в 2007 году для расследования убийства бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири.
Такой трибунал будет наделен уголовной юрисдикцией Украины, что даст ему право расследовать преступления на украинской территории. Опыт международных трибуналов показывает, что разбирательства могут длиться годами.
Трибунал сможет привлекать к ответственности не государства, а частные лица. Среди них могут оказаться и чиновники какой-либо страны, включая Россию, объясняет Давлетбаев. Но решение трибунала не будет иметь обязательной юридической силы для России, и она вправе отказать в выдаче подозреваемых граждан.
Выходит, что с юридической точки зрения Россия может игнорировать любые решения. Есть, конечно политические риски — возможное ужесточение санкций. Но, кажется, и в данном вопросе Россия прошла «точку невозврата».
Пока же российская власть отрицает все, на сайте государственного агентства ТАСС красуется новость о якобы сбитом сепаратистами украинском Ан-26. Дата: 17 июля 2014 года.